В редакцию «Площади» обратился житель СНТ «Малина» Рамонского района, проживающий рядом с асфальтобетонным заводом, который с 2020 года принадлежит «ЗемДорСтрой» (владелец Гурген Казарян). Мужчина рассказал, что на протяжении десяти лет – это предприятие «бьет» по здоровью местных жителей и природному заказнику – Воронежской нагорной дубраве. Людям приходится дышать пылью и другими веществами, которые выделяются при производстве. При этом, в заказник сливают стоки и выгружают тонны пыли. По его словам, завод в этом месте построен незаконно, поскольку он находится всего в 254 метрах от соседнего с «Малиной» СНТ «Политехник», когда по СанПиНу расстояние должно составлять минимум 500 метров.
«Площади» рассказали, что завод построили в 2012 году по инициативе бывшего губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, якобы из-за Олимпиады – тогда шло активное строительство дорог к Сочи. Глава региона пообещал убрать завод, после того как сделают дорогу. Однако после Олимпиады прошло 10 лет, а завод все еще стоит на месте.
«Раньше на месте завода было поле, там выращивали ростки елочек и [другие растения]. Потом эти сельхозугодия выкупили. По назначению земля была для складских помещений, но позже на их месте поставили асфальтобетонный завод. Границы завода не соответствуют нормам, они маленькие. Кое-как владельцы сделали документы. Завод всех замучал: воняет, пылит и т.д. Помимо этого, предприятие находится напротив Нагорной дубравы. Они раньше туда выливали стоки, сейчас щебень [высыпали]. Мы (жители ближайших СНТ) писали Бастрыкину, Путину, в генпрокуратуру. Оттуда они переправляют в область, а область в район.
Если завод плохо работает, дымит, [вредные вещества выделяет] – приезжает Роспотребнадзор, который просит пустить и провести замеры. (Когда приходит Роспотребнадзор на заводе называют другое юрлицо, поэтому сотрудники управления уезжают переделывать документы – прим.ред). В каких-то случаях, когда Роспотребнадзор приезжает делать замеры, завод просто отключают…Мы не против того, чтобы люди зарабатывали, но мы против того, чтобы это делали на нашем здоровье. 10 лет здесь ни васильков, ни ромашек не росло. Как начали два года назад бороться с этим заводом, так сразу все зацвело, другая растительность начала появляться», – рассказал собеседник «Площади».
В распоряжении редакции есть коллективное обращение дачников СНТ «Малина» к губернатору Воронежской области Александру Гусеву. Жители пишут, что в 2020 году рядом с действующим заводом, был построен еще один. При этом, представитель администрации Рамонского района, который приехал на объект не заметил наличие второго асфальтобетонного завода. В обращении к Александру Гусеву было отмечено, что областной департамент (ныне министерство) архитектуры и градостроительства ответило обеспокоенным жителям, что никакого второго завода нет, а первый вообще не работает и находится на законных основаниях.
В том же году житель СНТ «Политехник» писал обращение в областную инспекцию Госстройнадзора. Где заявил, что заводов стало уже три – два асфальтобетонных и один бетонный. «С территории, на которой расположены заводы, круглосуточно слышен шум, мешающий отдыхать. Производимые работы в ночное время мешают спать. Чувствуется резкий запах битума и асфальта, более чем за километр. Летит пыль, которая оседает на деревьях, домах и в легких. Временами становится трудно дышать, болит голова», – следует из жалобы.
Проблема затрагивает не только СНТ «Малина и «Политехник», но и другие товарищества. Воронежцы писали в различные инстанции, начиная от районной администрации, заканчивая Президентом РФ. Однако жалобы не принесли желаемого эффекта и завод продолжает душить людей, и окружающую природу.
ООО «ЗемДорСтрой» зарегистрировано в 2013 году в Воронеже. Уставный капитал – 10 тыс. рублей. Директором организации является Саркис Василян. Учредитель – Гурген Казарян. Выручка за 2023 год составила 2,4 млрд, чистая прибыль – 210 млн рублей.
Компания занималась ремонтом участка дороги на трассе М-1 «Беларусь» за 52,1 млн, на трассе М-4 «Дон» за 89,5 млн рублей, в ее «копилке» есть и другие менее дорогие контракты. Кстати, организация не раз подавалась на конкурс на ремонт дорог в Рамонском районе, однако всегда проигрывала.