Власть висит на нитке, а думает о прибытке. Вольно перефразированная «Площадью» цитата из киношедевра «Брат», как нельзя кстати подходит к министерству дорожного хозяйства Воронежской области (глава Максим Оськин). Объясняем, в регионе сложилась парадоксальная ситуация – на всех форумах и публичных выступлениях чиновники кричат, как поддерживают бизнес, а когда заходят в кабинеты для принятия решений – забирают из кармана предпринимателей сотни миллионов рублей. Мы сейчас об удивительной работе весогабаритного контроля на окружной Острогожска на трассе «Воронеж-Луганск». Они открылись летом 2022 года, и находятся на балансе правительства Воронежской области.
В Острогожском районном суде сотни исков от бизнесменов, оспаривающих наложение штрафов на их грузовики, которые проезжали через удивительную рамку весового контроля. А удивительна она тем, что считает вес так, как заблагорассудится, как работает рамка не знает никто – ни суд, ни перевозчики. Например, может показать перевес в пустой фуре, а один и тот же грузовик по показателям рамки вырастает в длину на 20 см за час. Судьи в свою очередь практически открыто говорят: «Мы не хотим создавать прецедент», и потому бизнес платит дальше. Цена вопроса для юридических лиц – от 250 до 800 тысяч. Для отдельных предпринимателей общие суммы штрафов переваливают за 10 млн рублей, что не просто бьет по делу, а может уничтожить бизнес.
Журналист «Площади» пообщался с пострадавшими бизнесменами, и они как один, обвиняют систему в несовершенстве, а властей – в желании пополнить казну. А пополняется она изрядно. Например, в 2023 году на полмиллиарда рублей. Этой статистикой с нами поделился заместитель министра дорожного хозяйства Руслан Верзунов. Отрицает чиновник и обвинения перевозчиков в непрозрачности работы системы. Говорит, что «судам все прозрачно».
«Это десятая причина, что нет судебной практики. У нас всё корректно работает, всё проверено. Ежемесячно проводится техническое обслуживание, контрольное взвешивание. Это делает производитель рамок «Тензо М… Когда они начинают нарушать, прозрачность теряется. Вес считается по осям. Нужно равномерно распределять груз по кузову. Когда груз распределен, все хорошо. Поверьте, все перевозчики лучше нас эти тонкости знают. Все остальное – лукавство, чтобы избежать наказания за нарушения», – Руслан Верзунов.
С мантрой чиновника о корректной работе рамок не согласны бизнесмены. В частности, «Площадь» обратилась за комментарием к грузоперевозчику «Альфа Дон Транс» из Павловска, которого увидела в числе многочисленных истцов в картотеке Острогожского районного суда. Исполнительный директор и совладелец компании Роман Харцызов рассказал, что перевозчикам тяжело понять, как работает рамка, особенно с ограничениями по осям. Ведь иногда прибор считывает за перевес пустой грузовик. Топ-менеджер не замечал фактов подкрутки весов, он предполагает, что система может быть в чем-то несовершенна. Хотя там часто проходят проверки, и суд об этом постоянно твердит.
«Вот, например, везешь зерно. Из положенных 40 тонн я вычитаю вес машины – 17 тонн. Получается, что могу везти 23 тонны. Логично же? Логично. Насыпаю 22,5 тонны, например, чтобы с запасом. Но пробивает какая-то ось. <…> До смешного доходит. Я еду пустой за грузом, у меня ось пробивает. Это вообще несправедливо, какой-то вакуум в законодательстве. Почему пустой считает? Как мне попасть на загрузку? Возможно, на какой-то оси перегруз из-за двигателя. Слава богу до 6,5 тонн увеличили. То есть мне придет за пустую машину не 300 тысяч, а 150 тысяч штрафа. При этом обратно я еду уже с грузом, у меня плюс 23 тонны. Но так как я везу сельхозпродукцию, я абсолютно легален. Чтобы обезопаситься, надо грузить не 23, а 20, но тогда ты не в рынке», – пояснил Харцызов.
90% штрафов приходится на апрель, когда региональные власти устанавливают дополнительные ограничения в виде распределения нагрузки по осям. Исключения – для пищевых, сельскохозяйственных, военных, топливных и других жизненно необходимых грузов. Вот только всем компаниям, попадающим под вышеперечисленные исключения, все также приходят штрафы. «Если вы видите бензовоз в этот период, зачем выписывать на него штраф, он ничего другого кроме топлива вести не может, почему нельзя вшить в программу прописанное ими же исключение? Чтобы пытались оспорить, в надежде, что руки не дойдут, или суд не примет это во внимание?», – удивляется в разговоре с «Площадью» один из бизнесменов.
Юрист одной из компаний, пожелавший остаться анонимным, в суде рассказывает буквально о законах физики – чем меньше площадь соприкосновения с поверхностью, чем большее давление на нее оказывается. По этой причине в том числе «шестиосникам» можно перевозить на 4 тонны больше. Он тоже считает, что система работает непрозрачно и непонятно. Что касается габаритов, чаще всего рамки ловят грузовики на увеличении длины. Но как он может стать длиннее после того, как сошел с конвейера завода – непонятно. С весом все гораздо сложнее – особенно с осями. Тут в игру вступает даже количество колес. По словам юриста, его доверителю за одну и ту же машину с перерывом в полгода пришли аналогичные штрафы, но с разным количеством колес в постановлении. Как правило на второй оси они спаренные, то есть там четыре колеса. В одном случае их посчитали как спаренные, во втором – нет.
«Мы не знаем, как работает прибор. Я так понимаю, что скатность колес, количество колес на оси подставляется в некую формулу расчета как какой-то коэффициент. Нам это может рассказать только завод-изготовитель этих рамок. Даже если Рострнаснадзор придет в суд, я его словам верить не могу, потому что это лицо заинтересованное. А нам нужно незаинтересованное», – отмечает юрист.
Не колесами едиными – перевозчики указывают на массу несостыковок. К примеру, в разных постановлениях одна и та же рамка находится на разных километрах трассы. Журналист предположил, что это могла быть опечатка. Но нет – координаты тоже другие. Как рамка вместе со сменой времени года перескочила на 20 метров, тоже непонятно.
Кстати, перевозчики попадают на штрафы не только весной с первыми подснежниками. Кто-то схлопотал штраф в январе этого года за перегруз, когда не было дополнительных ограничений по осевой нагрузке. Прибор замерил 47 тонн при разрешенных 40 (даже с учетом погрешности). По словам юриста, перегруз в 10 тонн для цистерны невозможен, некуда эту разницу туда «запихнуть». То есть даже при желании нельзя загрузить больше ради выгоды. Если везут песок, щебень, то его как правило накладывают с горкой, а не по борту, что, действительно, может привести к перегрузу. По словам юриста, кто живет в рамках закона и не перегружает, зимой обычно проблем со штрафами нет, потому что дорога твердая, ограничений нет.
«Мы если виноваты, мы платим. Мы не хотим уйти от ответственности левой пяткой. Когда мы реально не везли 47 тонн – обидно. Я не знаю где они взяли 7 тонн сверху? <…> Мы не знаем почему весной было столько колес, а зимой вдруг другое количество. Где они ошиблись? Весной неправильно прибор считал? Или зимой поняли, что штрафов маловато, надо заработать», – задается вопросом собеседник «Площади».
Перегруз судов
Если перейти от законов физики к юриспруденции, всех перевозчиков штрафуют по статье КоАП 12.21.1 («Нарушение ПДД тяжеловесным транспортным средством»). В зависимости от тяжести правонарушения разнятся и штрафы. Юрлица попадают на суммы от 250 тыс. до 800 тыс. рублей. Еще стоит учитывать, что на объездной Острогожска две рамки – то есть минимум полмиллиона за некорректный проезд. И то не факт. Перевозчики говорят, что иногда одна рамка считает перевес, а вторая нет.
Доводы, аргументы и здравый смысл не всегда работают – судьи боятся создавать прецедент. Некоторые честно признаются юристам, что им нужно посовещаться, а на следующем заседании отказывают. Судьи говорят, что никто еще не представил в суд доказательства, что рамки работают некорректно.
«Суды не сомневаются в правильности работы средства измерения – нет доказательств, что оно неисправно. Облсуд считает также. Замкнутый круг. Хотя у меня есть примеры нарушений, когда въезжаешь в первую рамку с нарушением, выезжаешь со второй – без. Если вес автомобиля не изменился, должно быть два нарушения. Судья согласилась с этим. Но при этом отметила – что нет достоверных сведений о том, что лишнее не было слито в кусты. Я говорю: подождите, есть ГЛОНАСС, тахограф, который измеряет время труда и отдыха водителя. Можно взять данные и проверить. Я не удивлюсь, если судья бы сказала – слили на ходу. Просто Форсаж какой-то. Это абсурд», – рассказывает юрист.
Адвокат Алексей Хорольский, неоднократно оспаривавший штрафы в сфере перегруза (в том числе и в защиту «Альфа Дон Транса») солидарен со своими коллегами – конструкция имеет технические несовершенства, которые приводят к юридическим коллизиям. Как складывается правоприменительная практика? Помимо штрафа виновнику может прилететь иск о взыскании ущерба. Штраф – это лишь наказание, которое доказывает вину предпринимателя в причинении вреда дорожному полотну. Конечно, не каждый штраф выливается в иск о взыскании ущерба, но у дорожников такое право есть.
Еще одна большая проблема, которую видит адвокат – это повышенная нагрузка судей:
«Штрафы обжалуются в районных судах, а им итак есть чем заняться. Возникает проблема по всей стране – перегруз судей и невозможность разобраться в каждом конкретном деле. Судья как правило, если не имеет возможности и желания разбираться, ориентируется на документы и все. Доказать обратное сложно, особенно пробивку на ось. Более того, все понимают, что есть бюджеты. Если каждого отпускать направо-налево, деньги в бюджет не будут поступать со штрафов, а дороги вроде как разрушаются».
Замминистра дорожного хозяйства Руслан Верзунов уверяет, что рамки установили не с целью сбора штрафов в казну. По его оценке, ежегодно в бюджет поступает от 400 млн до 500 млн рублей. На вопрос журналиста, что рамки на обходе Острогожска поставили не случайно – там нет альтернативных путей объезда, а значит и настричь штрафов можно больше, Руслан Верзунов согласился, что неслучайно.
«Альтернативы нет? Мы и выбирали такие места. А зачем рамки объезжать, если перевозчики не нарушители? Кто не нарушает, не боится ни рамок, ничего».
На вопрос журналиста «Площади» о соразмерности наказания, Руслан Верзунов заявил, что они и сами понимают, что штрафы «драконовские». Но региональные власти не могут на них повлиять – размер штрафов определен федеральным законом. Хотя он предложил бы другую шкалу – за небольшое нарушение 20-50 тысяч, а злостным нарушителям – 300-400 тысяч.
«Мы не бандиты с большой дороги»
Мы поинтересовались у замминистра, идут ли они хоть иногда навстречу бизнесу, и как урегулируют спорные моменты. Руслан Верзунов ответил – «да».
«Я ежедневно кучу писем подписываю перевозчикам. Мы предоставляем им всю информацию. С «Эфко» – у нас уже переписка метровая. Мы всю информацию всегда даем. Мы открыты. Зачем нам скрываться, мы же не бандиты с большой дороги. Рамки поставили, и кто-то на ней зарабатывает», – заявил чиновник.
Про коммуникацию с «Эфко» – отдельная история. Компания неоднократно нарывалась на штрафы в Острогожске. Как рассказали «Площади» в «Эфко», им неправомерно начисляли штрафы за габариты – одна и та же машина от раза к разу меняла длину, и то получала штраф, то нет.
Еще в мае прошлого года власти объединили усилия с компанией и провели контрольные проезды на их фуре в целях эксперимента. Руслан Верзунов оценил опыт как успешный:
«Была подтверждена корректная работа оборудования. В протоколе зафиксировано, что при нормальном проезде (если не тормозить, не нарушать, ехать с нормальной скоростью и интенсивностью) перегрузов нет. Весы встроены в дорожное полотно. Как только водитель начинает притормаживать, совершать еще какие-то действия, сразу начинает выскакивать».
В «Эфко» эксперимент оценивают менее однозначно. В компании «Площади» рассказали, что во время эксперимента одну и ту же машину с одним и тем ж весом прогоняли с разной скоростью:
«Действительно, при нескольких проездах не было выявлено ни одного нарушения. Но при этом одна и та же рамка в один и тот же день через 5-7 минут показывала разные габариты – с разницей в пределах 20 см. Еще бы 10 см, и незаслуженный штраф бы уже был. Такие же результаты прокуратура Калужской области признала неправомерной работой рамок. У нас ее признали правомерным, хотя загвоздки были».
И, если в других регионах прокуратура вмешивается в похожие истории, то в Воронежской области ведомство предпочитает закрывать глаза на проблему, несмотря на обращения предпринимателей.
Вместо финала – новые чудеса от Острогожской рамки и воронежских транспортных чиновников. На днях «Эфко» получила штрафы задним числом, за апрель прошлого года. Юристы компании только начали разбираться в этой ситуации, поэтому даже предположить причины пока воздержались. Видимо, это будет уже следующая глава нашей истории.
One thought on “Бандиты с большой дороги или Полмиллиарда в бюджет Воронежской области за счет штрафов для бизнеса”