Специально для «Площади» управляющий партнер Юридической компании «Рябых и партнеры» Михаил Рябых проанализировал статистику налоговых проверок предпринимателей. Эксперт называет ФНС самым технически продвинутым ведомством. Налоговики оптимизируют свою работу, меньше выезжают на проверки, но при этом существенно наращивают объем доначислений.
ФНС России буквально на днях опубликовала статистку по налоговым проверкам в отношении ИП и обычных граждан за первое полугодие 2024 году. И вот что любопытно. Из данной статистики следует, сумма доначислений после выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей (ИП) и частнопрактикующих граждан (нотариусы, адвокаты и др.) в первом полугодии 2024-го выросла более чем вдвое по сравнению с тем же периодом 2023-го, следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС). Объем доначислений вырос с 2,224 млрд до 4,946 млрд рублей, на 119,4%. Средний размер доначислений вырос еще заметнее — на 177%, с 19,6 млн рублей до 54,3 млн.
То есть показатели эффективности работы главного фискального ведомства страны говорят сами за себя.
При назначении выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей используется риск-ориентированный подход с учетом приоритизации (сумм рисков). Общий размер доначислений (в целом и в среднем) по выездным налоговым проверкам ИП зависит от величины конкретных рисков, выявленных в ходе таких проверок, и не имеет пропорциональной зависимости от количества завершенных проверок, отмечают в ФНС.
При этом налоговые инспекторы оптимизируют свой труд и научились при значительном уменьшении числа выездных проверок увеличивать собираемость налогов. То есть растет размер налоговых платежей, производимых налогоплательщиками самостоятельно в рамках добровольного уточнения своих налоговых обязательств. Это является закономерным следствием грамотно проведенного анализа, который хоть и не закреплен Налоговым кодексом РФ, но доказывает свою эффективность. Причем зачастую он работает более качественно, чем работает мероприятий налогового контроля.
Из всех гражданских ведомств страны ФНС сейчас является самым технически продвинутым ведомством. В ее распоряжении бесчисленное количество информационных баз, ресурсов, реестров и информации, которая постоянно анализируется и сопоставляется.
Налоговики, используя возможности информационных ресурсы АСК НДС-2 и АСК НДС-3 отсматривают всю цепочку сделок от производителя (экспортера) до конечного потребителя и проверяют, всеми ли участниками данной цепочки исполнены налоговые обязательства. Также контролеры активно формируют и используют ФРПВ (Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей). Это перечень предприятий, подозреваемых в использовании в своей работе схем уклонения от выполнения налоговых обязательств. С 2022-го года представители налоговой службы делают особые акценты на обнаружении представителей бизнеса, умышленно уклоняющихся от уплаты налога на добавленную стоимость. Считается, что они оптимизировали свои налоговые обязательства перед государством, незаконно использовав вычеты по налогу на добавленную стоимость, проводя операции с неблагонадёжными поставщиками. То есть, это – не компания-однодневка, а реально работающее предприятие, которое располагает производственными мощностями, торговыми площадями или складскими помещениями, персоналом и так далее.
То есть мы отчетливо видим, что главные фискалы страны в режиме реального времени (по сути, 24 на 7) осуществляют контроль за бизнесменами. Выявляя противоречия между имеющимися сведениями, инспекторы направляют уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Хотя комиссии по легализации налоговый базы отменены (см. Письмо ФНС России от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838) на местном уровне они де-факто продолжают существовать и доказывают свою эффективность.
Но чтобы 2025 год не принес неприятных сюрпризов, советуем уже сейчас заняться анализом налоговых рисков бизнеса. При грамотном сопровождении предпринимательской деятельности все негативные последствия могут быть сведены к абсолютному минимуму.
Михаил Рябых
Управляющий партнер Юридической компании «Рябых и партнеры», эксперт pro bono при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Воронежской области и Тамбовской областях, эксперт бюро по защите прав предпринимателей Воронежской “ОПОРЫ РОССИИ”, заместитель председателя Общественного совета при Управлении делами Воронежской области.