В конце октября независимая ресторанная премия Wheretoeat опубликовала рейтинг лучших заведений 2024 года. В шорт-лист ЦФО вошли места из трех регионов Черноземья. Особенно отличился Воронеж – ресторан «Сеновал» Олега Елютина третий год подряд забирается в десятку лучших. В этот раз заведению удалось подняться на девятую строчку.
Отдельную номинацию взял Belgium бизнесмена Дмитрия Тарасевича – его пивная карта была признана лучшей. В пятерку шефов попал лидер прошлого года Евгений Матусевич, который работает в воронежских ресторанах Real Cost, «Вах! Хинкали», «Коптильня», «Потроха», «Сеновал» и «Эбби».
«Площадь» обсудила с представителями отрасли итоги рейтинга и черноземный гастропотенциал. Результаты для Воронежа более чем впечатляющие, но почему нам еще далеко до звания гастрономической столицы?
Нужно учесть, что помимо «Сеновала» и Belgium отметили еще почти четыре десятка ресторанов из Воронежа. В шорт-лист из 287 заведений вошли «1586», El Chico, Top Wane, «Гармошка», «Сыроварня», «Потроха», Just Bar & Kitchen, «Москва», «Камыши», Sulico Belucci, «Груши и яблоки», Studio 23, «Варибаси», «Малика», «У Бильбо», Bar Luskoni, Django Bar+Kitchen, «Ампир», «Мидийное место», Brasserie Lambic, Brazeiro, Valentino, «Сорренто», Panorama, The Voda, «Коптильня», «Мишка», «Современники», Brugger, De bassus, Harvey & Monika, Krevetka Seafood Bar, «Гоголь», «Маршак», «Перчини», Balagan City.
В списке также засветились белгородские («Паппатория», «Башня», Iva, «Ривьера», «Галерея») и липецкие («Шокунин», Giusto, L.E.S., Bucho Bar, Tolstoy, «Сибирь», «Восход», Braubauer, ВАО) заведения. Ресторанов из Тамбовской и Курской областей в шорт-листе не было.
Премия вышла в регионы всего три года назад. Владелец воронежского ресторана «Гармошка» Николай Шалыгин отмечает, что в этом году шорт-лист составлен более корректно, чем в 2023-м. А это значит, что «премия развивается в правильном направлении».
«В целом, не стоит забывать, что любые рейтинги – это дело вкуса, в немалой степени. Как бы ни хотелось кому-то слышать иного. <…> Мы не знаем экспертов, что оценивают заведения, не знаем и критериев оценки, но понимаем, что ресторан должен делать больше, чем просто предоставлять хороший сервис и качественные блюда, чтобы попасть в топ. Справедливо ли это? В определенной мере, да. Но господин Деллос бы улыбнулся (что он, собственно, и сделал наверняка). Его легендарному «Пушкину» (Ресторан в Москве – прим. ред.) выделили специальную номинацию в прошлом году», – заявил ресторатор.
Попавший в пятерку лучших шефов Евгений Матусевич уверен, что премии и конкурсы стимулируют развитие отрасли, а не только признают чьи-то достижения. В самом «Сеновале» солидарны с мнением своего шефа – ресторан воспринимает конкурс как стимул для совершенствования, так как конкурировать приходится с лучшими ресторанами в отрасли. Кстати, мнение представителей «Сеновала» об оценке экспертов несколько отличается от позиции Шалыгина – они уверены, что независимые члены жюри из поваров, сомелье и коллег-рестораторов гарантируют «объективную и авторитетную оценку».
Но самое важное – попадание в рейтинг дает заведению шанс прославиться. В «Сеновале» считают, что рестораны, отмеченные в гиде Whertoeat, получают широкое освещение и признание, что повышает их видимость и репутацию.
Николай Шалыгин рад за коллег и считает их достижение абсолютно заслуженным. Хотя, признался, что дал бы «Сеновалу» место в рейтинге повыше: «Restorator projects, лично господин Елютин и бренд-шеф Евгений Матусевич проводят серьезную работу, посещают многочисленные мероприятия, организуют гастрономические события, создают непростой проект с продуктами собственного производства, в том числе. Все это позволяет быть в топ-10 рейтинга».
На наш вопрос о том, насколько залужена победа Belgium Дмитрия Тарасевича в спецноминации, он ответил, что по большей части это заслуга собственного пивного производства:
«Чудесный Belgium получил спецприз в номинации ресторан с лучшей пивной картой. Совершенно справедливо. Ассортимент предлагаемого пива, которое тут всегда в наличии, обескураживает. Конечно же, ближайшие коллеги – стильный Lambic и популярнейший Brugger – не факт, что уступают в видах пива, но проект господина Тарасевича подкупает локальным масштабным производством. Что, возможно, и было оценено экспертами».
В целом, это самые заметные достижения Воронежа на премии. «Площадь» также заинтересовало, почему заведения из других регионов Черноземья, помимо Белгородской и Липецкой областей, не «красуются» в списке? Николай Шалыгин отметил, что некоторым «соседям» Воронежа еще далеко до проектов уровня нашего города. Поскольку для выхода в подобные конкурсы недостаточно просто инвестировать в заведение – его нужно постоянно развивать:
«В Воронеже немало достойных мест, владельцы которых создают качественный продукт, но до гастрономической региональной столицы нам далеко, а проектам из соседних регионов еще дальше – тамбовские, курские и орловские заведения не попали в шорт-лист. Справедливо ли это? Вы можете вложить 50 миллионов в интерьер, но повар будет подавать щучьи котлеты из перемерзшего судака: какое же мнение и оценку вы можете получить от эксперта? Ресторан в топе любой справедливой премии должен быть стабильным во всем – в ингредиентах, в стандартах сервиса, в посуде и в ответственном отношении к процессам. Тогда и будет успех».
Как бы самоуверенно не звучало, но Николай Шалыгин не удивлен попаданию в шорт-лист и его «Гармошки». Ресторан разделил 45 и 46 место с нижегородской «Юла Pizza»:
«От «Гармошки» на церемонии была часть нашей команды – бессменная управляющая Надежда и распорядитель Екатерина. Впечатления положительные, нашей индустрии не хватает подобных отраслевых мероприятий. Разумеется, мы укажем наше попадание в топ в материалах продвижения. Поздравляю всех наших коллег с отличным результатом и желаю в следующем году лучших позиций и большего количества проектов из Воронежа. Воронеж – лучший город для жизни!».