В редакцию «Площади» обратилась Ольга Янсон. В прошлом она владела бутиком женской одежды премиум-класса «Гардероб» в Липецке. Она давно является вип-клиентом «Альфа-банка» – и как физлицо, и как юрлицо. После продажи бизнеса с ней связались представители банка и предложили выбрать программы для инвестирования.
Как рассказала женщина журналисту «Площади», она заинтересовалась, поскольку у ее приятельницы был на первый взгляд удачный опыт вложений в производство электрокаров. Менеджер банка предложил ей помимо этой программы инвестировать в фондовый рынок, но Ольга отказалась, так как никогда не имела подобного опыта и ничего в этом не понимает.
В итоге Ольга Янсон решает вложить 15 тыс. евро в производство электрокаров. Это было еще в августе 2021 года. Приложение «Альфа-банка» отчитывалось о росте акций производства и плюсовых значениях. По словам женщины, пару раз она получила так называемые купоны, но после начала СВО выплаты были заморожены. В банке просили потерпеть и делали все возможное, чтобы на фоне санкций исполнить обязательства перед клиентами.
Ольга Янсон решила отпустить ситуацию и ждать выплат. Однако в ходе случайной беседы с приятелем об инвестициях он заинтересовался ее договором.
«Потом он звонит мне и говорит: «Какие у тебя инвестиции? У тебя страхование жизни!» <…> Я ходила в банк, звонила в колл-центр. Спрашивала, сколько я получу по договору от вложенных 15 тыс. евро? Мне отвечаюn – 150 евро. Я не понимаю, как такое возможно по договору на трехлетнее размещение», – говорит женщина.
Когда Ольга подключила юристов, стало понятно, что был заключен договор страхования жизни, хотя намерением женщины был договор инвестиционного вклада. Она честно призналась журналисту, что не ознакомилась с договором. Однако юристы в сфере защиты прав потребителей говорят, что банк должен был детально ознакомить потребителя с продуктом, особенно не разбирающегося в финансовой сфере.
В июне Ольга попыталась расторгнуть договор (он истекал в августе), банк лишь присылал отписки о необходимости предоставить документы (которые, итак, были в распоряжении банка). В итоге в ходе диалога с менеджером банка все-таки всплыло юрлицо ООО «АльфаСтрахование-Жизнь». Женщина недоумевала, как так вышло, если она пришла за услугой в банк. Менеджер ответил, что юрлицо выступает агентом.
Не получив желаемого, Ольга Янсон подала в суд на «АльфаСтрахование-Жизнь». Дело рассматривается в Советском райсуде Липецка. Позиция истца заключается в следующем. Центральный банк подробно разъяснял, как предоставлять услуги клиентам, которые не имеют специальных знаний в области финансов. Но ответчик не только не предоставил Ольге полной и ясной информации об услуге, но и включил в условия договора страхования положения, ущемляющие права потребителя.
«В приложении было видно, что я зарабатываю на электромобилях. Говорили, что, когда санкции снимут, я получу деньги. Я говорила им, что это мошенничество, потому что я заключала договор на инвестиции, а не на страхование жизни. Хотя там тоже договор сомнительный – если я умру через три года, то родственники получат эти 15 тыс. евро. А если нет – то я 150 евро получаю. Плюс там еще и умереть нужно определенным образом», – рассказывает Ольга Янсон.
Она требует с ответчика уплаченные по договору 15 тыс. евро (1,39 млн рублей), такую же неустойку за нарушение срока удовлетворения ее требования о возврате средств, 500 тыс. рублей морального ущерба, а также взыскать с компании штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя. «Площадь» будет следить, на чью сторону встанет суд. Сегодня состоится очередное заседание.