Клиенты воронежского «Гауса» штурмуют суды в попытках вернуть деньги за Volkswagen

Но, как оказалось, своими жалобами они собственноручно затягивают процесс, а соответственно – и возмещение ущерба.

Уголовное дело о присвоении средств клиентов в отношении владельца компании Михаила Швыдченко никак не начнут рассматривать по существу. После четырех лет расследования прошлым летом оно наконец поступило в Центральный райсуд Воронежа, но судья Светлана Александровна по ходатайству защиты Швыдченко вернула его прокурору из-за процессуальных нарушений. В попытках оспорить это решение небольшая группа настойчивых потерпевших добралась до кассации.

Ситуация также усложняется многолетним банкротством «Гауса» с залоговым кредитором в лице автодилера Евгения Катюшкина.  «Площадь» разбиралась, каковы шансы клиентов вернуть вложенные в Volkswagen деньги, а главное – когда это может произойти.

Всего в деле примерно сотня потерпевших с общим ущербом в 130 млн рублей. Жалобы на возврат дела подают от силы шесть-семь человек. Либо это особо активные, либо особо обделенные.

Представитель ряда потерпевших Станислав Кравцов рассказал журналисту «Площади», что из-за этих жалоб потерян еще почти год. Его доверители, кстати, жалобы не подавали. Он считает, что попытки оспорить возврат дела ни к чему не приведут – оно все равно «поедет в следствие».

«С момента решения суда первой инстанции уже могли быть устранены нарушения, и дело бы снова бы поступило в суд. Но они всё жалуются, дело до сих пор болтается в судах. Потом в итоге оно поедет на доследование, а мы просто потеряли год. Я не понимаю, зачем они это делают. Ладно, прокуратура…», – отметил Станислав Кравцов.

Кстати, в кассацию прокуратура в отличие от потерпевших не идет. На этапе апелляции обвинение пыталось уличить защиту в затягивании процесса и злоупотреблении своим правом, из-за чего люди не могут добиться возмещения ущерба. Но безуспешно – Воронежский облсуд тоже посчитал грубым нарушением отсутствие подписи Швыдченко в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.  

Потерпевшие заинтересованы в том, чтобы дело быстрее шло. В своих жалобах они ссылаются как раз на длительность его рассмотрения, но, выходит, сами затягивают процесс. При этом Станислав Кравцов согласен с «вескими основаниями для возврата дела на доследование»:

«Очень не хотелось бы, чтобы на основании процессуального нарушения вместо доследования мы бы получили оправдательный приговор. Оправдательный приговор означает, что Швыдченко не виноват, неважно по каким причинам – процессуальным или материальным. Соответственно, в гражданских исках будет отказано. Только после обвинительного приговора, могут быть удовлетворены требования гражданских истцов. У меня нет задачи, чтобы Швыдченко сел, мне нужно возместить ущерб».  

Сам «Гаус» находится в многолетнем банкротстве с долгами более 700 млн рублей. Михаил Швыдченко после нескольких лет соскочил с личного банкротства – дело закрыто из-за нежелания арбитражников браться за процедуру. Со стороны может показаться, что уголовное дело и банкротство развиваются параллельно и никоим образом не связаны. Однако первое слишком мешает второму, отмечает юрист. Все просто – все имущество арестовано в рамках уголовного дела, поэтому продавать на банкротных торгах его нельзя.  А заложено это имущество компании Евгения Катюшкина «Сократ». Она пыталась добиться снятия ареста через суд, но безрезультатно.

Получается, что банкротное дело и уголовное в каком-то смысле конкурируют. По словам Станислава Кравцова, потерпевшим невыгодно, чтобы имущество продавалось на банкротных торгах.

«Выгодно, чтобы в рамках уголовного дела было обращено на взыскание имущество исключительно по долгам перед потерпевшими. В этом случае оно будет исключено из конкурсной массы, отодвинется залоговый кредитор. С точки зрения логики и социальной ответственности, наиболее пострадавшими являются люди, которые принесли в автосалон свои сбережения. Но никак не коммерческие структуры, которые купили чужие долги, чтобы в последствии имущество забрать себе», – заявил юрист.

Простая математика дает понять, что при продаже имущества на торгах потерпевшие не получат ничего, так как 95% отойдет залоговому кредитору. Оставшихся 5% не хватит, чтобы рассчитаться с остальными. «Поэтому мне как представителю потерпевших интересно, чтобы дело куда-то уже двинулось, а эти жалобы его тормозят. Вот и всё», – заключил юрист.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ было возбуждено в начале 2019 года. Примерно в то же время «Фольксваген Груп Рус» расторгла с «Гаусом» дилерское соглашение из-за долгов перед клиентами. Обвиняемый Михаил Швыдченко примерно год сидел в СИЗО, сейчас он на свободе под запретом определенных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

СМИ Площадь зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись: серия Эл № ФС77-87253 от 08 мая 2024 г.