Больше всего Петербургский международный экономический форум ассоциируется с крупным бизнесом и гигантскими инвестициями. «Площади» удалось познакомиться с директором воронежской группы электротехнических компаний «Интелка» Александром Никитиным, который плотно взаимодействовал с Центром «Мой бизнес» по своему инвестпроекту за полмиллиарда, а теперь приехал на ПМЭФ заявить о проблемах МСП, чтобы федеральные власти их тоже услышали.
– Александр Федорович, расскажите коротко, чем занимается ваша компания, и зачем приехали на форум?
– У нас, наверное, правильнее сказать, не компания, а группа компаний. Занимаемся мы разработкой и производством систем автоматизации, программного обеспечения для промышленных предприятий и дистрибьюцией сложного оборудования для автоматизации.
– На ПМЭФ приехали в поисках клиентов, партнеров, показать себя, найти инвестора?
– Впервые на таком значимом мероприятии. Нам предоставилась возможность высказаться по некоторым моментам, которых не хватает сейчас малому и среднему бизнесу.
– Не поделитесь хотя бы тезисно, о каких моментах речь?
– Сейчас самый актуальный вопрос – это финансирование проектов. Именно для того, чтобы участвовать уже в более масштабных стройках. Как мы все знаем, такие контракты заключаются с малым финансированием изначально. Поэтому, чтобы их исполнять и участвовать в таких проектах, нужно достаточно серьезный портфель иметь собственных средств. Конечно, его не хватает.
Плюс мы находимся в достаточно активной стадии развития. Мы строим свою производственную площадку. Соответственно, денег на все не хватает. Поэтому ключевой момент – это рассказать об этом представителям государственной власти, и узнать об инструментах, которые сейчас есть в рамках поддержки малых и средних форм бизнеса. Ну, собственно, это, наверное, сейчас самое главное.
– А с кем запланированы встречи из представителей власти?
– Сейчас конкретного плана нет. Будем ловить, но мы участвуем в стратегической сессии, нам дают слово. Соответственно, я надеюсь, что нас услышат многие.
– Вы уже упомянули инвестиционный проект. Расскажите подробнее.
– Мы строим производственно-логистический комплекс и административное здание площадью 5000 квадратных метров, где как раз мы планируем разместить, скажем так, IT-кластер. Там будут электротехнические лаборатории, где будут сидеть инженеры, специалисты.
– Вы сказали, что не хватает финансирования. Где вы нашли средства на этот проект?
– Общий объём около 500 млн рублей. Мы половину суммы вложили собственных средств, накопленных за годы работы. Часть суммы привлекли в виде льготного финансирования по программе под 3% – это промышленная ипотека. Соответственно, сейчас нам требуется докапитализировать данный проект и вот сейчас ищем пути, где привлечь дешевые деньги, чтобы закончить этот проект и уже работать с логистикой.
– А когда планируете завершить строительство? Плановые сроки обозначали для себя?
– Первое здание, как раз производственно-логистический комплекс, мы завершаем в августе этого года и сразу планируем туда перевести производство и склад. И в конце 2025 года планируем завершить отделку административного здания и уже, собственно, переехать туда всем.
– Кто ваши клиенты?
– Мы работаем, по сути, в трех секторах экономики. Это сельскохозяйственная отрасль (мы разрабатываем систему автоматизации для аграрных предприятий). Сейчас это в основном предприятия перерабатывающие, это маслоэкстракционная отрасль.
Мы участвуем в секторе логистики. Как раз наша компания разрабатывает умные склады. Это достаточно большие проекты. В этой отрасли мы участвуем с 2015 года и нашим значимым проектом был крупнейший логистический комплекс «Почты России», который работает на нашей системе автоматики.
Третье направление достаточно существенное и сейчас очень востребованное. В 2015 году мы разработали систему автоматизации для автоклавного производства. Автоклавы – это изделия для запекания композитных материалов, который активно применяется в авиационной отрасли. Собственно, наверное, мы одна из немногих в России компаний, которые этим занимаются. Мы идем в коллаборации вместе с компанией BSS Engineering (московская компания, которая занимается инжинирингом). Это завод «Курганхиммаш», который делает сам сосуд под давлением. И мы, как разработчик и производитель системы автоматизации данного изделия. Собственно сейчас, если в 2018, 2019, 2020 году мы на эти изделия имели портфель заказов 1−2 единицы в год. В прошлом году мы отгрузили 12 таких изделий, в этом году у нас портфель заказов уже на 22 единицы изделий и до конца года, я думаю, еще изделий 10−15 мы законтрактируем.
– Высокий спрос благодаря импортозамещению?
– Ну даже не столько импортозамещение, сколько потребность отрасли. Все понимают, что нам нужны самолеты, вертолеты и тому подобное.
– Когда вы начали наблюдать стремительный рост оборота?
– Стремительный рост оборота идет этапами. То есть мы чего-то достигаем, стабилизируемся, потом ищем новые какие-то пути, рынки, продукты, снова их производим и становимся на другую ступень. Активный рост у нас произошел, наверное, как раз с конца 2021−2022 года.
Собственно, тогда мы резко увеличились в штате, мы как раз начали уже задумываться о других уровнях ведения бизнеса. То есть это уже капитализация бизнеса, вложение в собственное производство, привлечение сотрудников, в том числе дорогих сотрудников.
Мы, благодаря поддержке Центра «Мой бизнес», начали общаться активно с государственной властью, соответственно, они выступили в данном случае мостиком в части раскрытия для нас нового потенциала.
– То есть это не просто слова? Про диалог власти и бизнеса.
– Нет, благодаря им, допустим, мы вошли в такой нацпроект, как производительность труда. Пришли компетентные люди из Регионального центра компетенций к нам на предприятие, провели аудит, мы сделали пилотный проект, и нам со стороны показали, как мы можем работать на самом деле. Мы в этом увидели достаточно серьезную перспективу, увидели новые подходы к работе, к производству, и сейчас продолжаем обучаться уже по программе «Лидер производительности».
Мы заинтересованы входить в более крупные проекты. Сейчас активно прорабатываем атомную отрасль, поскольку это одна из, наверное, ключевых отраслей, в которую сейчас вкладывается государство. «Росатом» строит много зарубежных проектов, соответственно, мы проводим сейчас переговоры. У нас есть уже готовые кейсы, когда мы поставляли оборудование для атомной промышленности.
Сейчас стараемся расширить этот сегмент, встречаемся с генподрядчиками, встречаемся с подрядчиками, ищем точки соприкосновения. Вот как раз под них мы и ищем, в том числе финансирование, поскольку данные проекты финансируются после их исполнения, скажем так, с авансами ноль.