В Воронеже стоимость проезда в общественном транспорте может вырасти до 38 рублей безналом и 41 рубля наличными. Традиционно этот вопрос вызывает волну негатива – мол за что мы платим? Но у чиновников свои аргументы – в Воронеже итак одни из самых низких тарифов по стране. Плюс ко всему, увеличение стоимости поможет поднять зарплату водителям (хотя в соседнем Липецке на это выделяют деньги из бюджета). «Площадь» пообщалась с руководителем управления транспорта мэрии Максимом Захаровым. Он рассказал, сколько получают водители автобусов, почему они каждый день увольняются, и на что приходится закрывать глаза, чтобы они не бросили ключи и не ушли.
– Почему решили подавать коллективную заявку от органа власти?
– Все три раза повышения, что в 2019 и 2022, что сейчас, заявка подавалась администрацией. Самостоятельно перевозчики подавали в период, когда я еще не работал (2017 год). В 2019 году они пытались собрать, но не смогли. В 2022-ом у них тоже как-то все комом шло. Поэтому мы идем таким путем. Мы собрали с перевозчиков документы для внутреннего анализа и параллельно вели расчеты по нормативам. Где-то перевозчики пытаются уходить от затрат, где-то не могут подтвердить, что потратили больше, чем заработали. Это происходит, потому что выполняются не все рейсы, которые предусмотрены расписанием, много арендного транспорта, собственник сам несет затраты по содержанию и ремонту, не все водители официально проведены (используют самозанятых и договоры подряда и оказания услуг).
Соответственно, на повышение им нечего будет заявлять. Мы рассчитывали все по нормативам, утвержденным Минтрансом. Мы не раздували, брали только основные статьи расходов, например, зарплаты водителей, топливо и тд. Можно же заложить по максимуму. Те же прочие расходы, которые мы убрали. Это процентов 20. Сразу появилось бы много вопросов – а что это и куда они идут?
– Если простыми словами – перевозчики пишут вам какие-то желаемые цифры, а вы по нормативке высчитываете, и они, скорее всего, меньше, чем желаемые?
– На самом деле, перевозчики говорили – хорошо было бы хотя бы 35 рублей безналом, с учетом нашей помощи по лизингу. 32 уже похуже, но терпимо. На рубль-два не было бы смысла повышать. У нас ситуация какая – как только новость про тариф выходит, продавцы запчастей, ремонтники сразу поднимают свой ценник. Пользуются ситуацией, так сказать.
– Это удобнее, поскольку у мэрии есть свой перевозчик, вы итак бы подавали заявку. Плюс частники, проще сделать коллективную заявку, чем каждый будет биться…
– Естественно. Тем более, что в заявке мы подали нормативный расчет, плюс инвестиционную составляющую в рамках договоров лизинга. В том числе взяли официальные финансовые отчеты перевозчиков. Показали также дефицит, потому что ситуация с водителями катастрофическая. Просто каждый день уходят, уходят, уходят и уходят. А чем больше уходят, тем больше нагрузка на оставшихся. И как снежный ком проблема нарастает.
– Какая у них зарплата. Например, в «Воронежпассажиртрансе».
– Скажу, как есть, смысла скрывать цифры нет. У водителей автобусов средняя планка по отрасли 100-110 тыс. рублей. Но это и белая и серая зарплата.
– Серая?
– Ну… (смеется). Это наличка, которую они добирают. Любой водитель, пока есть наличка в обороте, какой-то кусок себе забирают. У нас все официально, мы в конвертах не платим. В «Воронежпассажиртрансе» средняя зарплата 45 тыс. рублей. Разгон по водителям разный в зависимости от маршрута, часов. От 30 тыс. до 80 тыс. рублей.
– То есть дефицит связан с зарплатой, а не с тем, что многих забрали на СВО?
– Ребята уходили и уходят, да. Но причина не в этом. Вопрос в том, что смежники (логистика, грузоперевозки фуры) задрали планку настолько, что мы не можем предложить такие суммы. На «Авито» висят объявления по 200-250 тысяч. Они как пылесос высасывают у нас всех водителей. Там режим труда сумасшедший, некоторые не выдерживают и возвращаются. Хотя и у нас, условия сложные.
– В общем, не выдерживаете зарплатную конкуренцию.
– Если мы будем платить 200-250 тыс. водителю, на нее еще нужно 100 тысяч отчислений. Это нереально, никакой тариф не спасет.
– Половину тарифа составляет заработная плата. Не просчитывали, в теории, на сколько должна вырасти зарплата на вашем муниципальном предприятии?
– Примерно до 70-75 тыс. рублей. Это водители автобусов большого класса. Средний и малый поменьше – 60 тыс. и 50 тыс. рублей.
– Как прекратить воровство налички? То, что большинство людей платят картами, их очевидно, бесит. Потому что уменьшается наличный оборот.
– Да, представьте, в 2018 году было 100% налички. А сейчас безналом платят 77,5% пассажиров.
– По сути – это похоже на воровство, правоохранительными органами это никак не проверялось?
– Вопрос не в нашей компетенции. Перевозчики периодически вызываются на межведомственные комиссии по налогам в область, там ставится задача увеличивать количество официально трудоустроенных водителей и повышать заработную плату до средней по отрасли.
Здесь вопрос в том, что можно закрутить гайки. Но если сейчас при текущем тарифе выключаем нал, ставим зарплату условно 70 тыс. белую, хотя получают по факту 100 тыс. Они в минусе окажутся. Где гарантии, что они завтра все ключи не бросят и не уйдут. Проблема системная. Если тариф повышать, его нужно ежегодно индексировать, а не раз в три-четыре года. Естественно, нужно переходит к оплате за транспортную работу, например, брутто- или нетто-контрактами. Чем ближе мы подойдем к точке окупаемости отрасли, тем проще будет перевести все полностью в белую. Пока точка окупаемости далеко.