Помогут ли электронные концессии победить картели и привлечь иногородних инвесторов?

Федеральная антимонопольная служба анонсировала изменения формата проведения конкурсов по концессиям – с 1 января 2026 года они будут проводиться только в электронной форме. Антимонопольщики надеются, что это поможет сделать процедуру более прозрачной – на конкурс смогут заявиться больше участников, а риски картельных сговоров будут стремиться к нулю. Насколько эти планы могут быть близки к реальности, «Площадь» разбиралась вместе с экспертами.

Партнер юридической компании «Центральный округ» Зоя Филозоп пояснила, что торги на электронных площадках имеют большее преимущество, нежели подписание концессионных соглашений в письменной форме. Действительно, открытая информация о конкурсе может увеличить количество претендентов. Чем больше предложений, тем больше конкуренция. А это значит, что больше шансов заключить сделку на выгодных условиях для бюджета заказчика.

Тем не менее юрист отмечает существенный минус – отсутствие возможности обсудить детали с потенциальным концессионером:

«Когда мы с вами договариваемся лично, я вас вижу, понимаю вашу адекватность, могу задать уточняющие вопросы в процессе разговора. Я могу понять, насколько вы в состоянии исполнить условия договора, которые вы мне обещаете, или что-то дополнительно уточнить».

Из этого вытекает еще один нюанс – заказчик должен максимально грамотно проработать все условия своего предложения. «Основная проблема, которая существует на любых торгах – недостаточность проработки технического задания, которое не позволяет отсеять тех людей, которые реально не могут исполнить то, что нужно заказчику. При личном разговоре больше возможностей обсудить условия, углубиться в какие-то детали», – отметила юрист.

Интересно, что в мэрии Воронежа, которая активно использует инструмент концессий, мнение эксперта не разделяют. Там, наоборот, полагают, что при проведении электронного конкурса по концессии глобального роста конкурентности «вряд ли возможно ожидать». Однако проведение электронного конкурса может заинтересовать иногородних инвесторов.

Власти также считают, что изменение формы проведения конкурса активизирует предпринимателей, но не кардинально. «Впрочем, муниципалитет будет рад любой активизации – желание добросовестного бизнеса вкладываться в развитие городской инфраструктуры всегда приветствуется и всячески поддерживается», – отметили в мэрии Воронежа.

Конечно, плюсы налицо, но не очень понятно, как электронный конкурс должен снизить риски сговоров. Зоя Филозоп считает, что они при любом формате торгов соизмеримы. По мнению юриста, все зависит от заказчика – именно он предоставляет информацию на электронную площадку.

«Чем более качественно будут проработаны критерии отбора и те условия, которые должны быть соблюдены потенциальными подрядчиками, концессионерами, тем выше будет результат. Любое лицо может зайти на электронную площадку и посмотреть, насколько оно соответствует критериям. Подрядчик же может договориться с другим и сказать: «Смотри, Воронеж проводит конкурс на парковку, и Липецк проводит. Я сделаю в Воронеже лучше условия, а ты похуже. А в Липецке – наоборот. Чтобы здесь победил я, а в Липецке – ты». Поэтому площадка вряд ли может минимизировать риски картельного сговора», – поделилась Зоя Филозоп.

К слову, эксперт не исключает участия на электронных торгах по концессии недобросовестных поставщиков или тех, кто не смог трезво оценить свои силы. Она заявляет, что минус концессии в том, что она применяется в тех сферах, которые недостаточно развиты.

«У нас в концессию передаются общественные пространства, парки, парковки, какие-то проекты, связанные с большими инвестициями. Здесь очень трудно четко определить, что же нужно сделать, что же хочет получить заказчик в результате», – рассказала госпожа Филозоп.

Все процессы по оформлению концессионного соглашения в электронной форме дополнительно сможет отслеживать ФАС. В случае сговора, ведомство может проверить процедуру по жалобе участника, который, например, заподозрил других в недобросовестной конкуренции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

СМИ Площадь зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись: серия Эл № ФС77-87253 от 08 мая 2024 г.