Серьезные зарплаты преподавателей, уголовные дела и сотрудничество вуза с бизнесом, – ректор Елецкого госуниверситета Сергей Щербатых

«Площадь» пообщалась с ректором Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.  Сергеем Щербатых. Разговор получился откровенным – поговорили об уголовных делах, возбужденных правоохранителями в отношении сотрудников ВУЗа, узнали о коллизиях со 150-летием ЕГУ и из-за чего в университетах страны происходит «ректоропад». Также господин Щербатых рассказал в интервью о международном сотрудничестве с Китаем, об открытии агрокластера и похвастался самой большой зарплатой для преподавателей.

– В июле 2024 года в редакцию «Площади» поступило коллективное обращение от сотрудников вуза. Практически все действующие лица этого письма позже оказались фигурантами уголовных дел. В том числе проректор по образовательной деятельности Роман Поляков и проректор по дополнительному образованию, внутреннему контролю и международной деятельности Евгения Герасимова. Знаете ли вы, на какой стадии сейчас находятся уголовные дела?

Вышеупомянутые сотрудники вуза отдыхают дома (находятся под домашним арестом – прим. ред.). На сколько мне известно, со слов адвокатов, их не опрашивают, к каким-либо следственным мероприятиям они не привлекаются. И кого они там еще опрашивают по этим делам, не знаю. Такое ощущение, что сейчас их держат под домашним арестом без средств связи с внешним миром и нами, чтобы люди психологически сказали: «Виноваты во всем, что совершали» и получить от них чистосердечное вымышленное раскаяние, а может быть и очередной выдуманный донос на сотрудников вуза от безысходности.

Вообще адвокаты Герасимовой и Полякова смотрят на уголовные дела и не видят в них составы противоправной деятельности. Поэтому то, что сейчас происходит, как я понимаю, это мера в большей степени психологического давления на них.

Евгения Герасимова вообще пала «смертью храбрых». Пришел ко мне однажды Роман Юрьевич и рассказал, что он заметил два идентичных приказа по двум служебным запискам в сентябре. То есть одна и также сумма проходит по приказу стимулирующей надбавки. Я поручил в этом разобраться. Евгения Николаевна решил привести все это в порядок. Она выяснила, что это произошло на медицинском факультете и обратилась к доценту Татьяне Петрищевой, чтобы преподаватели вернули деньги. Но Петрищева этого не сделала. Она просто пошла из-за испуга, что её могут подставить в ОМВД г. Ельца, где ей были рады, быстро оформили заявителем и погрузили на путь дальнейших проведений тайных ОРМ среди своих коллег, что ей доверяли. После этого за Евгенией Николаевной и приехали. Все. Как по мне, это была чистая разработка-провокация, чтобы устранить Герасимову. Как бы сама Петрищева по своей глупости не попала под уголовное дело за использование спецсредств вне рамок закона. Но думаю следственные органы дадут оценку её действиям, ведь она использовала запрещённые спецсредства для слежки и контроля преподавателей и якобы по своей инициативе, а не полиции, что и есть уголовная статья.

– ЕГУ не единственный вуз, который попал под уголовные дела за последний год…

– Да у нас вообще ректоропад!

– Масса дел – в Воронеже, Пскове, Ульяновске и так далее. С чем связываете это?

– Мы не знаем, лишь только догадываемся. Основная причина кроется в статистике, по которой живут все правоохранители и надзорные органы. К примеру, количество возбужденных той или иной структурой уголовных дел в 2025 году, не может быть меньше, чем в 2024-м, и именно поэтому идёт «охота на ведьм» там, где удаётся зацепиться. К примеру, я как ректор федерального вуза являюсь единственным должностным лицом федерального значения в городе и если на меня возбудиться – то кто-то получит долгожданный значок или поощрительный взгляд, поэтому охота на ректорат любого вуза это ежедневный труд правоохранителей, несмотря на проведение СВО и наличие иных проблем в регионах. Шторм в образовании. Ни у кого ничего на проректоров и преподавателей нет. Все возбужденные уголовные дела в дальнейшем затягиваются и следствие захлёбывается. Помните вы писали про 50 незаконно зачисленных студентов? В итоге сейчас в суды ходят из них два, причем одна из них студентка Атаманова, о которой писали и которую все видели. Это женщина в возрасте, и она реально поступила.

– Как у вас сейчас дела с набором студентов?

В том году мы полностью закрыли план приёмов, в отличие от многих других вузов по всей стране. У нас идет хороший набор, только порядка 30−40% – это абитуриенты Липецкой области. Несмотря на то, что Воронежская область – это студенческий регион, оттуда к нам тоже приезжают студенты, также много поступающих из Орловской, Тульской и даже северной Архангельской области. Также много абитуриентов с Дальнего Востока, Сибири и Центральной России. А если говорить про иностранных студентов, то это, в первую очередь наш партнёр на международной арене Китай.

У нас сейчас вообще бум по некоторым направлениям. Например, лингвистика, потому что были запущены совместные программы с Тихоокеанским госуниверситетом, ведь у их есть носители китайского языка, соответственно, у нас тоже есть студенты, изучающие этот язык. Поэтому их студенты приезжают к нами, а наши – к ним.

Более того, согласно президентскому показателю, до 2030 года в России нужно привлечь около 500 тыс. иностранных студентов. И для каждого вуза установлен свой порог, для нашего – это 7%. При этом общий порог по стране составляет 8-9%. У нас же он сейчас уже составляет 12,5%. Опять же к нам едут из Китая, в частности благодаря тому, что мы активно сотрудничали с Аньшаньским педагогическим университетом. И очень хорошо также едут из Африки.

– Сейчас все сместилось, раньше мы отправляли в Европу…

– Да, сейчас это в основном Китай, потому что идет бум на педагогическое образование – учитель английского и китайского, этого все хотят. IT-направление тоже сейчас очень популярно.

Вообще если взять все вместе (дополнительное образование, средне, высшее), то у гас в ЕГУ учится более 8 тыс. человек. Это очень большой пласт для Ельца. А ещё вы поймите, мы выполняем функцию продвижения России и её интересов на многие десятилетия вперед, в будущее. Ведь те иностранцы, которые учатся сейчас у нас, в дальнейшем вернуться на родину, и для них Россия станет на всегда «братом и партнёром», какие бы должности они не занимали. Это сейчас очень актуально во внешней политике.

– В прошлом году губернатор Липецкой области анонсировал открытие агрокластера на базе Елецкого госуниверситета. Расскажите, что это такое? На какой стадии находится его реализация?

– На протяжении 20 лет у нас существует институт агробиотехнологии. Раньше это был сельхозфакультет. В прошлом году мы стали победителями федеральной программы «Профессионалитет», благодаря чему мы создадим в ближайшей перспективе агрохимбиотехкластер в Липецкой области. На реализацию проекта мы получили 100 млн рублей на приобретение оборудования. Мы уже ведем работу, в ближайшее время начнем капремонт здания, где все будет сосредоточено, определяемся по оборудованию, чтобы закупить актуальное, а не устаревшей. ЕГУ на шаг впереди и смотрит в будущее, это наш девиз.

– Когда кластер откроется?

– Планируем в сентябре открытие сделать. То есть получается, там мы получили 100 миллионов федеральных денег. Еще вложили часть своих средств, областные власти добавили 15 млн и еще 13 млн рублей дали работодатели.

Плюсом к этому мы развиваем медицинский факультет, которые мы открыли четыре года назад. Мы же открыли его вот четвертый год. На его модернизацию нам выделили еще 159 млн рублей. Также хотим в конце следующего года запустить симуляционный центр. Капитальный ремонт рассчитан на два года.

Министерство образования наш вуз всячески поддерживает, мы по всем показателям находимся в зеленых зонах. Поэтому в вуз студенты идут активно. В том году, кстати, мы хорошо отметили 150-летие вуза.

Поэтому в университет, говорю, идут. В том году 150 лет активно своих отметили. Хороший такой юбилей был.

– Так 150 лет или все-таки 100? Расскажите, как получилась такая путаница с датами?

– А я вам расскажу. У нас это все в уставе отражено. Да, сначала у нас одну дату отмечали, потом другу. Но так как у нас есть историческое направление и нас каждый раз смущало здание нашего университета – первый корпус, в котором раньше было здание женской гимназии, которое было построено в1874 году. Когда историки начали изучать архивные данные этого здания, то они увидели, что там было не просто классическое, гимназическое образование. Там также велась подготовка девушек в качестве домашних учительниц. Получается здесь уже тогда началась первичная подготовка педагогических кадров. И вот именно с этого момент и началось исчисление самого университета – с первого года подготовки педагогических кадров. Министерство эти данные все изучило и подтвердило. И вот поэтому Елецкому госуниверситету и исполнилось 150 лет, которые мы благополучно отметили.

– Вам эта цифра дает какие-то профиты?

– Вообще ничего. Провели только мероприятие по этому случаю в нашем концертном зале, который, на минуточку, самый большой в городе. Поэтому он у нас пользуется спросом.

– О студентах ЕГУ поговорили, перейдем к преподавательскому составу. Сегодня для всех вузов кадровое обеспечение является большой проблемой. Столкнулся ли ваш вуз с нехваткой квалифицированных кадров? Как с этим боритесь?

– На данный момент в нашем вузе процент «остепенности» (наличие докторских и кандидатских степеней – прим. ред.) преподавательского состава составляет более 75%. По некоторым показателям он порой доходит до 90% при необходимых 60%.

У нас идет омоложение кадров, потому что мы открыли внутри университета два диссертационных совета, которые присуждают степени. То есть можно закончить наш вуз, написать диссертацию, тут же ее защитить, стать кандидатом или доктором наук. Для молодых сотрудников у нас много преференций, всевозможные набавки. Молодежь получает порой гораздо больше, чем наши опытные сотрудники. Мы понимаем, что иначе сейчас никак.

Как, например, IT-специалиста затянут в преподавание? Ведь он может работать из дома в гораздо более приятных условия и получать зарплату в разы больше, чем преподаватель.

Также мы стараемся привлекать к преподаванию практиков, особенно медиков. Мы взяли западную модель, когда весь процесс обучения проходит в больнице. Здесь студенты слушают лекции, а там изучают все на практике.

По такому же принципу развиваем и сельхознаправление, у нас много работодателей, большинство из которых наши выпускники, многие занимают высокие должности. Они к нам приходят читать лекции, рассказывают о своем жизненном пути.

– Какие компании поддерживают сельскохозяйственную отрасль?

– У нас здесь находится Елецкая часть особой экономической зоны. И как раз нам помогают развивать наш новый кластер семь компаний: Syngenta, ООО «Семенной завод КВС», ООО «Петэксперт», ООО «Лебедянь Молоко», Exoil Group, ООО «Агрофирма Елецкий» и ООО «Агроснапсахар».

Вы должны им после выпуска гарантировать студентов, которые к ним пойдут?

– Конечно. Например, Syngenta с нами даже ездит по школам и проводит профориентационные мероприятия, чтоб потом они шли в ЕГУ, а далее – к ним в компанию.

– Получается, по целевому направлению эта схема работает?

– Им это даже и не нужно. Они постоянно здесь, находятся в процессе. Более того, новое здание агрокластера будет брендировано этими компаниями, соответственно, на подкорке у студентов будет понимание, куда им идти дальше. Эти организации дают очень хорошие места.

– Из чего формируется зарплата преподавателя? Обычно это работает так: чем больше нагрузка, тем больше зарплата.

– Нет. Минобразования выделяет нам государственное задание на обеспечение зарплаты сотрудников вуза. Также установлено, что они должны получать доход на уровне 200% от средней зарплаты по региону. Такую зарплату должны получать более 50% преподавателей. Но когда средняя в регионе поднимается, мы иногда от этого страдаем, ведь надо быстро обеспечить новую зарплату, соответственно, мы обращаемся за грантами.

Из чего складывается доход преподавателя. Во-первых, из должностных окладов, которые мы сами устанавливаем. Отмечу, что среди вузов Липецкой области в ЕГУ оклады больше всех. Это все для того, чтобы у людей не было соблазна уехать, ведь город маленький, чтобы их как-то удержать.

Во-вторых, это рейтинг преподавателей и баллы. Рейтинг начисляется за написание статей, участие в конференциях и так далее. Баллы за все это суммируются и назначается надбавка.

Кстати, та самая служебная записка по надбавкам моей жены, о которой вы писали. Прокуратура не нашла подтверждения этой информации. Более того, оригинала у это «служебки» нет. Откуда она взялась в вашем распоряжении, не ясно. И, конечно, Наталья Черноусова (в 2022 году являлась директором института математики, естествознания и техники – прим. ред.) сказала, что не она ее заверяла.

Минобразование также изучало служебную записку и тоже ничего не обнаружило. Понимаете, у меня жена просто сильно толковая. Без преувеличения. Я ею горжусь. Она всегда много работала.

В-третьих, у нас внутри вуза есть стимулирующие надбавки. Они выплачиваются, если человек активно участвовал в приемной компании, занимался профориентацией школьников и подобное.

Возьмем, например, Зубкову Татьяну Владимировну, она заведующая кафедрой агронаправления. У нее огромное количество всяких проектов с компаниями, о которых мы говорили, которые осуществляются через хозяйственные договоры. У нее иногда зарплата в месяц выходит до 300 тыс. рублей. Это очень неплохо для преподавателя в Ельце, я бы сказал! Зачем куда-то бежать и что-то искать?

Конечно, есть и те, у кого рейтинг ноль. Не у всех работоспособность одинаковая, соответственно, и зарплаты разные.

– Вы рассказали о достижениях. Какие болевые точки есть у ЕГУ?

– Некоторые мои корпуса. Хочется их облагородить. Есть много нюансов из-за того, что часть зданий несут обременения как «культурное наследие», из-за этого возникают сложности.

– Сейчас российские власти рассматривают возможность возвращения специалитета с 1 сентября 2026 года. На ваш взгляд, это хорошая идея или стоит оставить все, как есть?

– У меня отношение к этому положительное, только по одной простой причине. Обучаясь пять лет (в зависимости от направления – 4-6 лет – прим. ред.) студенты получат диплом со специальностью, по которой можно будет работать. Пять лет и иди работай.

Для вуза трудностей не возникнет. Да, возникнет переходный период, когда мы будем менять направления на специалитет, мы переоформим лицензию и будем работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie, для корректной работы сайта,и сервисы Яндекс-метрики для анализа статистики посещаемости, которые не содержат сведений, на основании которых можно идентифицировать личностьпользователя. Продолжение пользования сайтом является согласием на применение данных технологий. View more
Принять
Яндекс.Метрика

СМИ Площадь зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись: серия Эл № ФС77-87253 от 08 мая 2024 г. Политика обработки персональных данных