В Липецке проект платных парковок вышел на финальную стадию, сейчас проходит технический этап, а деньги с автомобилистов планируют начать брать с 17 декабря. Главное отличие липецких парковок от воронежских в форме организации: если в столице это делают через концессию, то у соседей они муниципальные. Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов уже пообещал, что средства, полученные от платных парковок, пойдут на благоустройство города. Звучит отлично, особенно на фоне работы концессионера в Воронеже, который ежегодно должен перечислять в городской бюджет не менее 80-86 млн, но от него поступает всего 13-18 млн рублей. О претензиях по уборке парковок зимой, количестве платных мест и прочем вы знаете лучше меня. После новостей из Липецка городские депутаты Артем Рымарь и Константин Ашифин стали приводить их модель в пример Воронежу, предлагая сделать так и у нас.
Я разделяю это мнение, считая, что концессионер – лишнее звено в платных парковках, но решил посмотреть на ситуацию с другой стороны. Обратился в мэрию Воронежа с вопросом: «Не жалеют ли они, что пошли по пути платных парковок вместе с концессионером?» и попросил сравнить наши ПП с липецкими. Развернутый комментарий дал руководитель управления информации Никита Чеботарев.
«У концессии есть несомненный плюс – бюджет не тратит средства на создание системы и на ее финансирование, а все финансовые риски, ожидаемые из-за обозначенных проблем, несет концессионер, а не бюджетное учреждение.
Воронеж и Липецк начинают организацию платного парковочного пространства в немного разных стартовых условий, которые абсолютно не зависят от формы инвестиций. В Воронеже хоть частные, хоть муниципальные вложения в создание системы администрирования парковок на первом этапе одинаково бы столкнулись с невозможностью получать данные по собственникам транспортных средств, допускающим административное правонарушение при парковке.
Со временем [брешь] в межведомственном взаимодействии была закрыта дополнительным документом, проблем с получением данных на собственника больше нет. Липецк с этим уже не столкнется, поэтому старт в любом случае будет эффективнее. Но это, повторюсь, никак не зависит от формы инвестиций. Опять же, независимо от формы инвестиций, перед коллегами встанет ряд проблем. В частности, в первое время, пока идет отладка системы и наработка практики правоприменения, невозможно будет добиться сплошного привлечения к административной ответственности всех без исключения нарушителей. Значит, будет оставаться существенный процент водителей, паркующихся без оплаты и не получающих штрафы. В настоящее время в Воронеже привлечение к ответственности вышло на адекватные темпы. В 2022 году в бюджет от оплаты штрафов поступило 156,8 млн, за прошедшие месяцы 2023 года – 147 млн рублей. Опять же, привлечение к ответственности и наложение штрафов никак не зависят от формы инвестиций в парковочное пространство – это в любом случае муниципальные полномочия.
Следующий аспект, на который форма инвестиций не влияет никак, – зимнее содержание парковочного пространства. Кто бы и кому бы ни платил за уборку снега – бюджет муниципальным комбинатам, концессионер муниципальным комбинатам, концессионер привлеченному частному подрядчику, – это не повлияет на законы физики.
Пока пространство запарковано – снег и лед на нем почистить нельзя никак, даже при высокой оборачиваемости мест. Никто не в состоянии выгрести снег из-под стоящих машин или караулить каждое парковочное место в надежде успеть его очистить, как только авто уедет. Единственный способ чистить парковки «дочерна» – это запрещать их использование перед началом снегопада, чистить в процессе, дочищать после окончания и только потом снова их открывать. Это эффективно с точки зрения уборки. Но куда деваться машинам?
Следующая проблема, с которой коллеги столкнутся при администрировании парковок, – это хитрецы: водители, снимающие или закрывающие номера, чтобы избежать административной ответственности за нарушение при его автоматической фиксации. Эта проблема будет одинаково актуальна и при концессионной форме оператора платных парковок, и в случае, если эту функцию будет выполнять муниципальное предприятие. Если Липецк не решит эту проблему тем же способом, каким ее планирует решать Воронеж, либо другим – своим, уникальным, – то проблема парковки машин без оплаты, а соответственно, и отсутствие адекватной оборачиваемости парковочных мест (а значит, и наличия свободных) будет снижать эффективность работы системы и вызывать недовольство добросовестных пользователей. Повторюсь – вне зависимости от формы инвестиций в проект.
Тем не менее стоит пожелать коллегам удачи в реализации проекта. Автомобилизация крупных развитых городов весьма высока, место на дорогах – дефицитный ресурс, к каждой машине не прилагается автоматом 15 кв. м для парковки в любой удобной водителю точке. Иного способа, кроме платных парковок, чтобы обеспечить оборачиваемость мест и упорядочить размещение автомобилей, насколько мне известно, в городских условиях не существует», – рассказал Никита Чеботарев.