Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил второе издание Рейтинга креативных регионов России. Для его создания с 2023 года берут данные по 52 показателем из баз различных госструктур, включая Банк России и Минкультуры. Такая статистика позволяет оценивать регионы по уровню развития креативных индустрий (КИ) в четырех категориях: социально-экономические условия, культурная среда, экономика и поддержка креативных индустрий.
Лидерами рейтинга неизменно остаются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области. Культурно-исторические центры, такие как Рязанская, Ярославская и другие области, занимают позиции с 21-й по 60-ю. Эти регионы характеризуются высокой концентрацией исторических объектов и музеев, а также значительным вкладом индустрии народных художественных промыслов в занятость.
Регионы Черноземья в этом году не блистали. Прежде всего, это можно объяснить приграничным статусом некоторых областей. Например, выше всех в рейтинге из соседей оказалась Белгородская область. Она заняла 22 место, повысив только показатель «поддержка креативных индустрий». Для сравнения, в 2023 году Белогорье поставили на седьмое место.
Воронежской области относительно повезло – она перешагнула с 32 строчки на 31, подтянув все показатели, кроме заработка в сфере КИ. На сентябрьском профильном форуме в Центре креативных индустрий «Матрешка» директор Центра «Мой бизнес» Андрей Демидов заверил предстателей творческих профессий, что федералы поставили задачу наладить ситуацию до 2030 года.
«Уже создан в Воронежской области коллигационный совет, где включены уже, в том числе и профильные министры, и предприниматели. Есть понимание, как действовать и работать», – отмечал он.
Следом в рейтинге идет Липецкая область – с 22 строчки регион упал на 36. По данным методологов, в регионе ухудшились социально-экономические условия и экономика креативных индустрий. Неизменным остался уровень поддержки властей, а вот культурные показатели выросли.
Тамбовская область заняла 58 место из 85, поднявшись на 9 позиций вверх. Исследования показали, что Тамбовщина уступила лишь по одному показателю – «Культурная среда».
Годом ранее расположенная на 47 месте Курская область спустилась на 59. При этом специалисты ВШЭ утверждают, что все параметры, кроме поддержки сферы КИ властями, в регионе удается развивать. Составители дают совет: в более спокойное время приграничному Курску нужно взять вектор на гастрономию, что привлечет туристов и поможет экономике региона.