«Площадь» не первый раз слышит жалобы регионального министра архитектуры и градостроительства Андрея Еренкова о том, что парки в Воронежской области строятся, но не развиваются.
Так, в ноябре прошлого года на форуме предпринимателей министр призвал муниципальные власти «дожимать» бизнес:
«Сказать о том, что парки послужили какими-то драйверами развития экономики в городах, что они создали десятки рабочих мест, мы, увы, не можем. <…> И здесь, видимо, это наша общая проблематика. Мы вместе с муниципальными командами, в хорошем смысле, должны «дожимать» предпринимателя. Мотивировать его присоединяться к этим проектам».
Свою мысль он повторил журналистам уже этой весной на пресс-конференции перед форумом «Зодчество ВРН». Тогда редакции стало интересно, почему же парки – новые, красивые, с архитектурными премиями и наградами – не нужны бизнесу?
С таким вопросом мы обратились к предпринимателю в сфере индустрии впечатлений и владельцу сети парков альпак «Пача Мама», парку «Белый колодец», ресторана «15/86», «Энсо» и других проектов Сергею Слабунову. Он рассказал «Площади», что проблемы с парками начинаются еще на стадии проекта:
«При всём уважении к коллегам, фраза «дожимать бизнес в хорошем смысле» звучит показательно. А хочется верить, что когда-нибудь мы перейдём от «дожимания» к созданию условий – тогда и результаты будут другими. Сейчас звать бизнес в парки и общественные пространства начинают слишком поздно. А на стадии проектирования это почему-то считается чуть ли не зазорным. Хотя любой проект – это не только архитектура, но и инфраструктура: водоотведение, электричество, логистика, хранение. Всё это нужно закладывать сразу, включая мощности под торговлю и услуги.
За последние 20 лет я не видел ни одного парка, спроектированного с учётом бизнеса и реальных потребностей гостей. Однажды я попал в рабочую группу по одному громкому проекту и написал 10 пунктов, почему он нежизнеспособен. Меня попросили «не портить настроение». Через полгода приглашённое консалтинговое бюро выдало те же выводы. Надеюсь, тогда услышали.У нас до сих пор считается почти преступным заранее проектировать в парках кафе или киоски. Хотя настоящий непрофессионализм – не делать этого, а потом пускать всё на самотёк. В итоге такая последовательность «колхозит» любой классный парк. Любое место должно отвечать базовым потребностям: где купить воду, перекусить, сходить в туалет. А следующий уровень – когда еда становится не необходимостью, а фишкой: вкусной, красивой, притягивающей людей. Но нет, у нас сначала строят эффектные мосты, а потом размещают под ними киоски с сосисками в тесте. Попробуйте не «дожимать», а проектировать условия с самого начала – и результат превзойдёт ожидания».
Позицию господина Слабунова поддержал, как любит называть его редакция, воронежский фастфуд-магнат, владелец сети «Робин Сдобин» Александр Губарев, киоски которой можно увидеть практически по всему городу. Он рассказал нам, что в настоящий момент парки ему не интересны. Причиной тому служит большая конкуренция, изменения на рынке и отсутствие диалога с властью.
Так, больше всего предпринимателя возмутили условия аренды. По словам господина Губарева, в несезон фиксированная плата в муниципальных пространствах «закапывает» любой бизнес в убытки. Единственный парк, который в положительном ключе отметил предприниматель – «Дельфин», где процент аренды зависит от выручки.
«Первоначально, если мы говорим про «Алые паруса», в который мы заходили еще при губернаторе Алексее Гордееве, нам обещали эксклюзивность. Но, к сожалению, никакими документами о партнерстве это не было закреплено. Идея была следующая: мы инвестируем n-нную сумму в парк, и арендная плата рассчитывается из учета погашения этой суммы. Другого механизма тогда не было. Я думаю, что и сейчас гарантий собственнику никто не дает.
<…> Должны быть партнерские отношения, а не как сейчас у нас происходит в «Динамо» или «Алых парусах». Поэтому господину министру, прежде чем делать такие выводы, я бы настоятельно рекомендовал бы с предпринимателем поговорить.
<…> Вы посмотрите последние премии и на общение предпринимателей с губернатором. Это во что превратилось? Приглашение губернатора на бесплатную стрижку или в ресторан, выслуживание бизнесменов перед отцом города. Где общение? У нас есть площадки, красивые трибуны, секретарши, только общения нет. У нас делается это для галочки, понимаете?», –раздосадован ситуацией Александр Губарев.
«Площади» удалось найти предпринимателей, которые вполне довольны ведением своего бизнеса в парках. «Семейный центр развлечений «Милашка» представлен в «Динамо», «Дельфине», а также скоро откроется в «Танаисе». Директор парка аттракционов Виталий Лаюров рассказал журналисту о том, что в Воронеже огромный дефицит в сфере семейного досуга, который «Милашка» пытается закрыть.
«Условия нас вполне устраивают. Во-первых, эти парки [«Дельфин» и «Танаис»,] делаются за частные инвестиции – это, конечно, огромный плюс, они быстро развиваются. Видно, что концессионер к этому относятся с большой душой. В некоторых других городских проектах, где иная ситуация, простые процессы и задачи «растягивают» на годы.
Когда идет комплексное развитие парка, где бизнес вкладывается, он становится достойным привлекательным местом для горожан и туристов. Соответственно, и для администрации огромный плюс, когда появляются новые рабочие места и приходят новые налоговые отчисления. [Условия в «Динамо»] нас также вполне устраивают. Но опять же, чем интересен Центральный парк? Это уже развитая территория», – рассказал директор.
Он также отметил, что они были бы рады присутствовать и в других парках даже в области, но никаких предложений им не поступает.
Поскольку наши собеседники особенно положительно отзывались о «Дельфине», мы решили поговорить с концессионером парка Эдуардом Толоконниковым. Он объяснил редакции, что сделать пространство удобным для бизнеса и было основной идей «Дельфина». По такому же принципу господин Толоконников сейчас работает над «Танаисом»:
«У нас уже работают 60 предпринимателей, и их количество будет расти. Это с самого начала было задумано. Бизнесу парки интересны.
Дело в том, что очень сложный порядок взаимодействия с властями. Во-первых, нет человека, который занимается развитием предпринимательства в парках. Во-вторых, отсутствует система взаимодействия между теми, кто управляет локациями и бизнесом. Основная проблема именно в этом заключается. Будет прозрачная простая система – предприниматели пойдут и туда».
Также Эдуард Толоконников рассказал, что в его парках действительно нет фиксированной аренды, а есть процент от продаж, который общепит и услуги отдают на развитие территории – это 10 и 30% в зависимости от сферы.
«Если они зарабатывают, то часть прибыли отдают парку на развитие. Система очень справедлива, на мой взгляд. [В муниципальных парках] арендная плата не просто фиксированная, а так как это государственное имущество, происходит через аукционы. Получается, что выигрывает предприниматель, который может дать больше денег. Но и торгует он, например, только шаурмой и больше ничем. Он забирает все эти пространства под себя, и, соответственно, развитие несколько ограничивается. Мы же бизнес подбираем под людей, работаем с ними. Но понятно, что в государственных парках с предпринимателями никто этого делать не будет», – рассказал концессионер.
Из вышесказанного предпринимателями можно сделать вывод: диалог между бизнесом и властью налажен не так идеально, как это видится чиновникам. Поэтому, по всей видимости, им проще работать и выгоднее работать с коллегами – и в коммуникации, и по условиям. Возможно, дирекция парков и скверов, которой так грезит министр Еренков, смогла бы сосредоточиться на развитии конкретных территорий, детально вникать в проекты и слышать предпринимательское сообщество.

