«У властей наверняка есть миллиарды более важных задач, чем велоинфраструктура», – Герберт Ромберг о будущем туризма Черноземья


«Площадь» пообщалась с руководителем крупнейшего агрегатора автомобильного сервиса Евразии «Международный Транспортный Сервис», а также основателем ITS Group, которая занимается консалтингом, консультацией разных организаций и предпринимателей Гербертом Ромбергом. Около четырех месяцев назад к нему обратились предприниматели, которые хотели запустить параллельный бизнес-проект помимо своего основного. Важно было создать что-то интересное и общественно полезное. Объединив здоровье, туризм и развлечение, получился велопроект VEЛ.

Чем VEЛ отличается от обычного проката? Как обстоят дела с велотуризмом в регионах Черноземья? Почему Россия значительно лучше Европы по качеству сервиса? И почему сейчас лучшее время для туристической сферы? Подробнее об этом читайте в интервью.

Расскажите о проекте подробнее. В чем его уникальность?

До того, как мы запустились, история с велосипедами была плачевной в нашем городе.

Когда штурмили идеи, первое, что пришло в голову – Олимпик, где можно прийти и взять на прокат велосипед. Они молодцы, уже давно делают этот сервис. Но есть категория людей, которую не удовлетворяет уровень, качество и то, что это ограничено парком. Поэтому мы создали такой продукт.

Он состоит из двух частей. Первый сценарий – «свободный заезд». Многие путают это с прокатом, хотя мы так не считаем. Суть такова: находясь в любой точке Черноземья, можно заранее позвонить и забронировать велосипеды. Мы привезем их в любую точку и заберем обратно. Более того, мы можем доставить и самих клиентов в эту локацию.

Второй сценарий – велопутешествие с гидом. Вы заранее выбираете маршрут из предложенных на сайте – Девицкий лес, Стрелицкие холмы, Кудыкина гора и другие треки, а также количество людей, время и дату. Наша команда приезжает с велосипедами и ведет по локации. В среднем, поездка длится около двух часов.

Также есть определенные дополнительные услуги к трекам. Например, тематическая трапеза, чайная церемония, винно-сырная дегустация, кальянный сервис, даже фитнес-инструктор с мастер-классом или живая музыка.

Важно, что наши велосипеды премиум-класса немецкого качества. Мы также даем шлемы, итальянские очки, фирменные перчатки – все очень высокого уровня.

В нашей стране, бывшем СНГ и даже Европе нет ничего подобного. Это самый крутой велопроект. В плане сервиса мы уникальны. Естественно, впереди большие планы. Мы хотим, чтобы наш город усилил позиции, связанные с активным отдыхом и туризмом. Чтобы люди, которые хотели на море, задумались о том, что они могут удовлетворить свои потребности здесь.

Это уже действующий проект?

Идея пришла в середине апреля. Первого мая был старт начала подготовки. Мы поставили цель открыться через шесть месяцев, но в итоге мы уложились за четыре. 1 сентября наш продукт был готов, но выпуск перенесли на 3 сентября, чтобы не создавать лишний информационный шум.

Уже можете говорить об успехах?

Конечно, мы откатали несколько треков, люди очень довольны. Рекламные ролики и публикации в соцсетях совершенно не передают те ощущения, которые клиенты получают в нашем велопутешествии. Потому что даже после работы прогулка на велике по лесу дает заряд бодрости.

Какая у проекта целевая аудитория?

Когда мы заявили о себе в местных велопабликах, многие подумали, что это для профессионалов. Но тут другая история. Целевая аудитория – это практически любой человек, который когда-либо катался на велосипеде. Треки совершенно не сложные, на них могут все. Есть даже такие, куда можно взять с собой младенцам. Для этого мы заказали уникальный прицеп для малышей, которого нет больше ни у кого в Черноземье. Это абсолютно безопасно и комфортно для детей и родителей.

Единственное, что это сегмент среднего и выше среднего класса из-за стоимости услуги. Обычный велопрокат стоит 500 рублей в час, а у нас – минимум 1200. Некоторые говорят, что это дороговато, но это не равные услуги. Тут целая история практически на весь день с такими разными впечатлениями.

Какие инструменты используете для того, чтобы рассказать о себе аудитории?

Поскольку я являюсь еще и амбассадором проекта, разместил у себе в ВК пост. Дальше мы прописали таргет в «Яндекс.Директе» и обратились к Центру «Мой бизнес». Я их представитель и знаю, куда нужно пойти для продвижения интересного. Еще мы планируем привлечь несколько амбассадоров, которые будут двигать VEЛ.

Не было проблем с поиском гидов или других специалистов, привлеченных к созданию проекта?

Сначала думали набирать штат, но это затратная история. Поэтому среди знакомых, друзей и близких нашлись люди, которым проект оказался очень интересен. Они согласились по запросу выезжать на мероприятия. Да, у них есть основная работа, но и мы понимаем, что пока это выходная активность. В будущем немного поменяем подход.

Как оцениваете сейчас состояние велоинфраструктуры в Воронеже?

Я в тестовом формате разработал трек по проспекту Революции: до ЮВЖД, там разворачиваюсь и переезжаю на сторону Пролетария, поднимаюсь на площадь Ленина, еду к ВГУ и обратно.

Я думаю людей, желающих вечерами кататься, будет больше. В какой-то момент я увидел рост велосипедистов в городе. За этим классно наблюдать. Надеюсь, в будущем дело дойдет до создания нужной инфраструктуры в городе. Это будет не сразу, но важно делать все правильно и совместно с городскими властями.

Оценка сейчас – «3 –», если смотреть пессимистично, а если оптимистично – «4» из «5».

Проспект шикарен, особенно по правую сторону проспекта Революции, как ехать к ЮВЖД. Там есть велодорожка, но без обозначений и узко, но там иначе нельзя. По стороне Пролетария нет дорожек, но ширина позволяет ехать, несмотря на небольшой хаос из самокатчиков и людей. Сильного дискомфорта нет.

Мимо площади Ленина в сторону ВГУ, где городская администрация, там резкие переходы с тротуара на асфальт – некомфортно. На стороне суда тротуар шире и можно проехаться через парк – очень симпатично. Сама площадь классная, конечно. Иногда езжу по Плехановской – есть с чем работать.

Я понимаю, что запрос не громкий и пользователей мало. У властей наверняка есть миллиарды более важных задач, чем велоинфраструктура. Этот вопрос где-то на предпоследнем месте. Это нормально. Должен быть человек с ресурсами, который возьмется за развитие и доведет дело до конца. Тогда станет намного больше людей на велосипедах. Важен правильный план.

В прошлом году в Воронеже по всему городу работал прокат таких желтых велосипедов. Они не выжили. Не боитесь такой же судьбы?

Не выжили, потому что это прокат велосипедов. Наши велосипеды не стоят где-то. Все-таки мы другой сегмент – туризм. Люди должны заранее понимать, как они будут проводить время и сколько это стоит денег. Это сервис. Каждая бутылочка, каждый держатель, каждый звоночек, он по стилю подобран под свой велосипед.

Это больше именно тема отдыха, а не мгновение. Наш сервис мы называем между собой «свободный заезд». Близко к прокату, но это более осознанное катание. Не моментное, а именно продуманное. То есть, человек понимает, кому он звонит и какой продукт он просит привезти.

У вас уже сформировалась какая-то философия этого бизнеса?

Огромная. Я десять лет прожил в Германии, и на этих же велосипедах катался. Я знаю, что такое выехать вечером или в выходной день, проехать по любимым местам города – это невероятное состояние. Так можно сделать в Черноземье, где куча красивых мест.

А схожие концепции отдыха не являются вашими конкурентами?

Нет. Есть сапы, которые тоже про сервис и путешествия. Они молодцы, развиваются в своей теме, а мы развиваем в велосипедах. В будущем мы планируем сделать интеграцию сценариев: едешь на велосипеде до озера, пересаживаешься на сапы, доплываешь до точки и снова на велик. Сейчас мы не можем так сделать – конец сезона. Для себя назвали это обкаткой, а активно работать будем уже весной. Но нам очень понравилось заниматься этим проектом. Мы на этом не остановимся. В следующем году нас ждут еще куча других историй, связанных с туризмом и мероприятиями.

Зимой катание невозможно?

Нет, но мы думаем над снегоходами сейчас. Если не успеем выпустить продукт, то на себе потестим. Сделаем несколько путешествий на снегоходах, для которых уже разрабатываем маршруты. Если понравится, то к следующей зиме запустим.

Почему решили воспользоваться господдержкой? Как пришли к этому?

Я амбассадор Центра «Мой бизнес», плюсом ко всему состою в Координационных советах по туризму и предпринимательству. Однако я себя отношу к категории более сурового предпринимателя. Поддержка – это круто, но хорошо, когда предприниматель своими силами пытается обойтись. Для меня Центр «Мой бизнес» – это именно помощь, когда самому уже не получается, тупик.

Второй момент. Хотелось выпустить проект, показать и потом рассматривать, под какую программу мы могли бы попасть в следующий раз. Не просто «у нас есть идеи, дайте нам денег, мы попробуем». Если мы окажемся полезными, и нас решат профинансировать, мы не откажемся, конечно.

Туризм можно хорошо продвигать через мероприятия. Планируете двигаться в этом направлении?

Это обязательно, по умолчанию. У нас в графике продвижения как раз стоят мероприятия, связанные со спортом и туризмом, чтобы мы могли себя популяризировать, рассказывать про уникальность нашего продукта. И не только в нашем регионе, но и в целом по стране для будущей франшизы.

Если бы вы открывали этот проект пять лет назад, до ковида и санкций, было бы легче?

В нашем случае сейчас то самое время. Если брать последние пять лет, то людей с деньгами стало больше, и они готовы платить за качественный сервис. Они готовы где-то переплатить за уникальность и впечатления.

Вы говорили, что десять лет жили в Германии. Там прогрессивнее сервис и развитие сферы услуг?

Россия и Турция по сервису «рвут» почти всех. В Европе он очень дорогой и предназначен в большей степени для элиты. Для среднего класса сервиса нет. В свое время европейцы сделали много шагов вперед и остановились. Они довольствуются тем, что имеют. У нас это работает иначе. Мы перерабатываем свой опыт: в этот раз сделал так, в следующий – лучше. Мы не видим границ, а они поставили себя в рамки.

В плане сервиса мы впереди. Теперь осталось доработать инфраструктуру, конечно, совместно с властью. Не будем забывать, сколько вкачивалось денег в вышеперечисленные регионы, их географию и нашу – это тоже имеет значение.

Скажите, какие-то трудности с этим проектом испытываете? Есть ли слабые стороны, которым стоит уделить внимание?

В нашем проекте слабых сторон нет.

В регионе, на мой взгляд, нет достаточно активных людей с ресурсами. Как показывает практика, бизнесмены, которые дошли до вершин, устают и в основном вокруг себя выстраивают жизнь, забывая про созидание.

На этапе создания маршрутов я обалдел от количества невероятных мест в нашем регионе. На каждой локации в голове строился образ объекта, который можно было бы построить. Но, возвращаясь в реальность, я понимал, что всё очень непросто. Конечно, хотелось бы, чтобы людей с опытом и ресурсами было больше, чтобы власть их замечала и помогала. Это важнее, чем поддержка предпринимателей-зародышей. К ним сейчас много внимания приковано.

Вместо помощи тысячам предпринимателей с микропроектами, можно помочь уже знающему человеку, который понимает, как обращаться с ресурсами. Поэтому один из видов моей деятельности – это менторство по бизнесу в нашем регионе. Я стараюсь заражать людей быть активными и созидать, двигать продукты, которыми будут пользоваться большое количество людей.

Что лучше: внедрять новые знания и модели ведения бизнеса или пользоваться с старой базой?

Нет идеальной формулы. Уверен, что каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Если говорить про велосипеды, то нам негде подсмотреть, чтобы понять механизмы ведения этого бизнеса. Мы просто создали то, чего нет – это Blue Ocean по факту («Стратегия голубого океана» – компания создает не существовавший ранее спрос на новом рынке – прим. ред.). Если бы я, например, занимался темой, которая уже существует, изучил бы старые базы. Дальше посмотрел бы лидеров в нашей стране, первые три компании, устроился бы туда, посмотрел, как они работают. Еще лучше, если есть возможности посмотреть опыт в других странах. Тот молодец, который все это собирает и потом пытается опробовать на своем производстве.

Надо делать то, что получается точно. Закон Парето никто не отменял – 20 процентов оставлять на эксперименты, 80 процентов – на то, что уже работает.

Какой бы вы совет дали новичкам в предпринимательстве?

Самый большой совет: надейся только на себя и рискуй деньгами своими и своих близких. Тогда, принимая решения, ты будешь под давлением – больше вероятности принять правильное решение.

Запуская бизнес, я взял на себя и окружение кучу кредитов и собрал 10 млн рублей условно. Я понимал, что у меня нет шанса на ошибку. Если оступлюсь, то я и моя семья будут жить непонятно где. А когда тебе дают средства, у тебя нет ощущения стресса. «Ну, не пошло… и ладно».

Может быть не самый популярный и приятный совет, но нужно четко понимать: ты точно предприниматель или нет? Ко мне приходят немало «предпринимателей» и просят помочь с запуском. Оказывается, им мешает отсутствие денег для того, чтобы снять комфортный офис, купить хорошую мебель, нанять штат. Зачем это все на первых парах? Работай из дома, оттуда делай звонки. Если это человека останавливает, он не предприниматель. После такого советую пойти работать наемным сотрудником.

У предпринимателя нет слов «неудобно», «стресс», «непонимание», «дискомфорт». Это воин, который знает, что цель превыше всего. Задай себе вопрос, ты точно предприниматель?

Интервью разработано в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

СМИ Площадь зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись: серия Эл № ФС77-87253 от 08 мая 2024 г.