Бизнесмен с состоянием 22,1 млрд долларов (по версии Forbes) – знаковая фигура для Липецкой области. Принадлежащий ему Новолипецкий меткомбинат стабильно возглавлял наш рейтинг крупнейших компаний Черноземья. Но только не в этом году. Компания воспользовалась дарованным правительством правом не раскрывать финансовые результаты, чтобы снизить санкционные риски. Тогда я подумал: если в Топ-100 нет НЛМК, то пусть там будет его бенефициар – так и родилась наша обложка. Идея этого текста возникла во время планерки по журналу, нам захотелось не только показать главного героя, но и рассказать о нем.
При подготовке текста я пообщался с людьми, знающими Владимира Лисина с разных сторон, работавшими с ним в Липецкой области. Часть моих собеседников, предоставлявших кулуарную информацию, пожелали остаться анонимными, что неудивительно: наживать себе такого оппонента захотят не многие. В материале через спикеров я расскажу, как бизнесмен стал главным на НЛМК, чем помогал региону и в каких конфликтах участвовал. Мои собеседники вспомнят неформальные истории из жизни миллиардера и назовут его главные человеческие качества. Сразу же оговорюсь: в тексте мы затронем период жизни Владимира Лисина, связанный именно с НЛМК, здесь вы не увидите биографию в стиле «путь из сталевара в миллиардеры».
Приход Владимира Сергеевича в большой бизнес связывают с фамилией Олега Сосковца. Их отношения зародились в конце 1980-х годов, когда Лисин работал заместителем гендиректора на Карагандинском металлургическом комбинате, который возглавлял Сосковец, ставший для будущего олигарха наставником. Сам Владимир Лисин вспоминает, что приобрел свой первый коммерческий опыт именно под руководством Сосковца – Карагандинский меткомбинат вместе со швейцарскими партнерами создал дочернюю компанию «ТСК-Стил», ее и возглавил Лисин. Фирма продавала казахстанский металл за рубеж как некондицию, а когда товар оказывался за границей, то перепродавался уже по «небракованной» цене.
Впоследствии Сосковец стал последним министром металлургии в СССР, а в 1992-м вошел в правительство РФ. Таким образом, Владимир Лисин получил в «партнеры» всесильного лоббиста. Будущий председатель совета директоров НЛМК сполна воспользовался своими связями. Покровитель Лисина познакомил его с американским владельцем Trans Commodities Семеном Кислиным. Его компания поставляла сырье на российские металлургические заводы. Бизнес шел на ура, но в какой-то момент по необъяснимым причинам сразу несколько предприятий в один момент объявили Кислину, что не могут расплатиться с ним ни деньгами, ни металлом. Тогда речь шла о потере порядка 30 млн долларов. В ситуацию вмешался Владимир Лисин, пообещавший решить проблему. И решил – деньги у заводов магическим образом «вытащили», после чего Кислин с Лисиным организовали совместный бизнес.
Партнеры стали первопроходцами толлинга – это схема, при которой в обмен на сырье они получали у металлургических заводов готовую продукцию и продавали ее на экспорт. При толлинге таможенные пошлины не уплачивались. Trans Commodities неожиданно ушла с российского рынка в конце 1992 года, а ее место заняла компания Trans World Group (TWG). Ее основателями являлись авторитетные бизнесмены Михаил и Лев Черные. Вскоре к ним присоединился и Лисин, годом спустя получивший в TWG статус партнера. Позже к этой группе добавился Олег Дерипаска. Компания работала все по той же схеме толлинга, совершенно невыгодной государству, но в правительстве на тот момент ее защищал Олег Сосковец.
К середине 1990-х годов компания контролировала экспорт и деятельность большинства крупных металлургических заводов в России, а сам герой материала входил в состав советов директоров пяти заводов: Саянского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, Магнитогорского, Красноярского и Новолипецкого комбинатов. Также в этот момент Владимир Лисин стал скупать акции НЛМК.
Проблемы у TWG начались после отставки Олега Сосковца с правительственного поста, в 1996 году группа начала распадаться. При разделе Владимир Лисин проявил весь свой талант бизнесмена. Он решил сосредоточиться на одном активе – НЛМК. Имевшие 34% акций предприятия братья Черные хотели обанкротить комбинат, в то время как Лисин (имевший пакет в 13%) был против такого развития. Бизнесмен нашел союзника в лице Владимира Потанина, который управлял 50% акций завода, принадлежавшего иностранным инвесторам – Джорджу Соросу, Ричарду и Кристоферу Чандлерам. Ряд источников утверждают о следующей договоренности между бизнесменами: Потанин не будет препятствовать выкупу Лисиным 50% акций НЛМК у иностранных инвесторов.
К 1998 году Лисин договорился с Соросом и компанией о выкупе акций комбината и нарастил свой пакет ценных бумаг НЛМК до 63%. Сделка оценивалась в смешные для предприятия-гиганта 200 млн долларов. В итоге Владимир Лисин был назначен председателем совета директоров НЛМК. Братья Черные через TWG продолжали владеть 34% акций комбината и даже пытались отравить жизнь бизнесмену многочисленными судебными заседаниями, на которых выясняли, кто кому должен. Но это не принесло им успеха, и в итоге свою долю братья продали Владимиру Потанину за 180 млн долларов. В этот момент из когда-то союзника он превратился в конкурента Лисина.
Для начала на собрании акционеров представители Потанина проголосовали против выпуска новых акций. Следом бизнесмен начал оспаривать продажу непрофильного актива HЛМК – завода холодильников «Стинол», но не снискал успеха. А затем пригласил на комбинат аудиторов Счетной палаты. Владимир Лисин не сидел сложа руки и ответил покупкой 8% основного актива Потанина – «Норильского никеля». Как итог – бизнесмены смогли договориться: Лисин отдал Потанину акции «Норникеля», а тот в свою очередь передал ему долю в НЛМК. Так наш герой воцарился на троне Новолипецкого меткомбината.
Бывший губернатор Липецкой области Олег Королев считает, что с приходом Владимира Лисина началось возрождение НЛМК. «Лисин пришел на комбинат, когда там работало около 48 тысяч человек, сейчас работает немногим больше 20 тысяч. Это говорит не о том, что он разгоняет людей, нет. Это говорит о том, что он применяет новые технологии, новые автоматизированные системы, новые организационные формы, которые способствуют высвобождению кадров, которые очень нужны области для других направлений.
Думали, вот придут люди, частники, все только в свой карман, но нет. Например, с приходом Лисина комбинат перешел на замкнутый водный цикл. Он подразумевает использование этой же воды после очистки, благодаря чему сегодня ниже города Липецка, где течет река Воронеж, вода чистая, полно рыбы, а в советское время там текла муть отравленная, которая убивала все. Экология полностью восстановлена. Следующее. Лисин закрыл азотно-туковое производство. Благодаря закрытию вредного производства прекратилось заражение грунтовых вод. Просто закрыл. Пошел на это, было ему невыгодно, но пошел. По большому счету Владимир Сергеевич оказался грамотным, сильным, настойчивым руководителем, не просто сберегшим комбинат, а развившим его. Пока где-то падение – у Лисина только развитие», – рассказывает Олег Королев.
После победы в металлургических войнах Владимира Лисина ждала новая борьба. На этот раз ему противостояли липецкие власти. В начале 2000-х годов НЛМК обеспечивал 60% поступлений в региональный бюджет, а его владелец чувствовал себя в городе полноправным хозяином, с чем не мог согласиться губернатор Олег Королев. Тогда Лисину приписывали желание стать главой региона, а сам бизнесмен позволял себе такие высказывания: «У команды губернатора нет ни идей, ни идеологии». Оппоненты устраивали медиавойны, предъявляя друг на друга «компроматы» каждый в своих СМИ.
«Владимир Лисин – человек с хорошим чувством юмора и быстрой реакцией. Мне запомнились его публичные пикировки с заместителем губернатора Липецкой области Сергеем Доровским. Это было весной 2000 или 2001 года. Интернет тогда еще не летал, «Телеграма», как и новостных сайтов, еще не было. А у местных политиков не было опыта публичной дискуссии. И приходилось комментировать что-то экспромтом.
Так совпало, что в один день было два мероприятия – брифинг Доровского и встреча Лисина с местными предпринимателями. Не исключаю, что администрация области подгадала со своим мероприятием. Сергей Борисович подвел итоги года. И выступил со спичем, смысл которого был такой: НЛМК платит налоги благодаря жесткому контролю со стороны Доровского. Буквально через полчаса я с оператором выхватил Владимира Сергеевича из толпы – он тогда легко шел на контакт. В ответ на цитату он искренне рассмеялся и кротко сказал: «Благодаря Сергею Борисовичу и солнце всходит». Он знал, что его снимают. Никто из его окружения не остановил мой сюжет. Весь комментарий был из этой одной, очень удачной шутки, которая ушла в народ.
Лисин тогда очень интересовался происходящим в области. Не уверен, что планировал стать губернатором. Он очень рациональный человек. Мне кажется, именно это его свойство и мотивировало Владимира Сергеевича что-то менять к лучшему и на НЛМК, и в области, в которой он платит налоги», – вспоминает главный редактор телекомпании ТВК в 1999–2004 годах и депутат Липецкого областного Совета Илья Сахаров.
Рассказывают, что мирить металлургического магната с губернатором пришлось при посредничестве полпреда президента в ЦФО Георгия Полтавченко. Сам Олег Королев в разговоре со мной с теплотой и уважением вспоминает о взаимоотношениях с Владимиром Лисиным.
«Лисин – человек по характеру не мед, он очень непростой человек со сложным характером. Наверное, и я не такой уж мед, который можно сразу рассосать. Мы проводили все эти десятилетия совместной работы в непростых отношениях, в спорах, в умении доказать свою точку зрения. Мне всегда нравилось то, что все большие темы, будь то экологические, будь то о трудовых ресурсах – все споры были нелегкими, но заканчивались всегда объективно и справедливо. Мы принимали решения не в пользу какой-то из сторон, а согласовано. Самое главное, что я вспомнил, что он тяжелый собеседник, но грамотный, толковый и объективный. Сдуру, извините за выражение, никогда он не пер», – рассказывает Олег Королев.
Бонусом от конфликта для Владимира Лисина стала должность мэра Липецка для выходца из НЛМК Михаила Гулевского. По воспоминаниям собеседников, бизнесмен «горел идеей обустроить город» и наставлял Гулевского. «Знаете, когда появился в городских контрактах гарантийный срок для дорожников? Это Лисин продавил. Он гордился дорогами на НЛМК. И как человек, который считает деньги, как хозяин комбината, не мог допустить плохое качество и воровство подрядчиков. Частная собственность сильно влияет на мотивацию. Все подрядчики Лисина жестко контролировались. И все несли долговременные гарантийные обязательства. Как только бывший директор по персоналу и общим вопросам НЛМК Михаил Гулевский был триумфально избран на конкурентных выборах мэром Липецка, начались масштабные ремонты дорог. И напуганные «стальными» требованиями дорожники работали на совесть. Например, улицу Гагарина или Первомайскую в следующий раз стали ремонтировать только через 15 лет. А сейчас через полгода после реконструкции появляются то колеи, то трещины, то «стиральная доска» на главных магистралях Липецка», – считает Илья Сахаров.
Новый виток противостояния бизнесмена с губернатором развернулся в 2010 году. Тогда их интересы пересеклись на кресле мэра Ельца. На пост выдвинулись сразу два «единоросса» – председатель горсовета Сергей Панов (команда Королева) и совладелец ОАО «Компания Росинка», член регионального политсовета партии Игорь Тиньков (команда Лисина). Пожелавший остаться анонимным собеседник рассказывает, что в тот момент бизнесмен перешагнул через негласную договоренность с властями: его сфера влияния – Липецк и в область он не лезет. Как итог, с человеком Лисина поступили крайне недипломатично. Олег Королев инициировал исключение Тинькова из «Единой России». «13 лет назад казалось, что в перспективе Тиньков может заменить на посту губернатора и самого Королева, возможно, Олег Петрович в тот момент хотел сыграть на упреждение», – рассказывает источник.
В тех выборах Тиньков так и не принял участия. Его исключили из партии 2 июля, а 3 июля избирком отказал ему в регистрации, забраковав значительную часть подписей, а мэром Ельца стал Сергей Панов. После случившегося Владимир Лисин практически пропал из липецкой политики. В то же время он продолжал поддерживать областной центр финансово.
Глава Липецка с 2015 по 2019 год Сергей Иванов рассказал о конструктиве в отношениях с миллиардером и «работе на перспективу». «Это касается участия НЛМК в реализации проектов по благоустройству там, где требовалось софинансирование, комбинат шел навстречу. Например, парк Металлургов: там порядка 170-180 млн были выделены непосредственно комбинатом. Были идеи по совместной концессии по трамваям. На тот момент предварительные расчеты проекта составляли 8 млрд, это в том числе и строительство новых участков. Поэтому сложно сказать, каким образом у нынешней концессии с «Мовистой» взялась сумма в 14,5 млрд рублей. При взаимодействии мэрии с НЛМК у нас появился корпоративный университет комбината. Предприятие участвовало в реконструкции Петровского моста. Вкладывал деньги в культуру – мы совместно проводили различные фестивали. Уже без меня комбинат участвовал в благоустройстве Зеленого острова – это отличный показатель отношения Лисина к городу. Лисин был готов участвовать в реновации Каменного лога и Городища – он даже облетал на вертолете Каменный лог. В свое время с Гулевским они успели сделать первую очередь благоустройства этого урочища», – рассказывает Сергей Иванов.
В 2018 году Олега Королева на посту губернатора сменил выходец из «Сбербанка» Игорь Артамонов. Собеседники утверждают, что в этой должности Владимир Лисин хотел видеть своего кандидата. При этом сложные отношения не уходили в публичное пространство вплоть до 2021 года, когда Артамонов решил протащить в Госдуму своего зама Дмитрия Аверова. Для этого он выбрал округ кандидата от НЛМК Михаила Тарасенко, что, естественно, не понравилось Лисину. Улаживать конфликт пришлось в Москве, и противостояние завершилось в пользу владельца комбината – Тарасенко снова прошел в парламент, а Аверов ушел в спикеры облсовета (спустя два года он все же получил желанный мандат – прим. ред.).
У этой истории были печальные последствия для регионального бюджета, Владимир Лисин решил наказать губернатора рублем и сменил место регистрации с Липецка на Московскую область. Владимир Лисин был крупнейшим плательщиком подоходного налога в России с прибыли контролируемой им кипрской Fletcher Group Holdings. По данным источников «Абирега», бизнесмен платил налог в бюджет на уровне 1 млрд рублей в год.
Экс-мэр Липецка Сергей Иванов рассказывает, что в городе всегда очень рассчитывали на средства, которые бизнесмен платил в виде НДФЛ. «То, что сейчас потеряли эту большую сумму, – это огромная проблема. Насколько знаю, чтобы бизнесмен был зарегистрирован на территории Липецкой области, много усилий было приложено бывшим губернатором Олегом Королевым. Мне сложно сказать, почему он перерегистрировался на Московскую область. Мое субъективное мнение, что с такими людьми нужно особое отношение: уважительное, конструктивное, деловое. Мне кажется, просто в одностороннем порядке что-то требовать у него нельзя. У меня с ним есть одна неформальная история. Когда у бизнесмена было 60-летие, я пришел его поздравить, торжественное мероприятие проходило в областном ДК на Космонавтов. Тогда Лисин попросил меня поздравить его пятью словами, шутливо сказал, что больше не воспринимает. Моя речь была такая: «Живите богаче, городу нужны налоги», – вспоминает Сергей Иванов.
Олег Королев подтвердил слова господина Иванова – именно он приложил усилия для прописки Лисина в Липецке. «Он сменил прописку после нашего разговора 15 лет назад, тогда Лисин был зарегистрирован в Москве. Мы с ним переговорили, он перевел свою прописку на липецкую, платил с удовольствием деньги той области, где находится часть его бизнеса. Со скрипом, может быть, не знаю, но он принял это решение прописаться здесь, чтобы налоги платить в Липецкой области. Что у него сейчас не сложилось, не получилось, почему ушел – не знаю. Спросите нынешнего губернатора», – заявил Олег Королев.
В свою очередь бывший областной депутат Илья Сахаров провел параллели конфликтов Владимира Лисина с Королевым и Артамоновым. «Мне приходилось часто общаться с Владимиром Лисиным в начале 2000-х. Все же я был главным редактором телекомпании, которую он в это время купил. Мне нравилось работать в его команде – хорошая школа. Он сильный мотиватор и очень умный человек. Было видно, как он горит всем тем, что делает. Парадоксально было, что капиталист иногда был радикальнее в словах и поступках всяких социалистов. Он охотно помогал там, где был уверен в прозрачности происходящего процесса и честности. Ему было важно понимать, что проект не для распила. Лисин выделял любые объемы шлака для отсыпки сельских дорог. Закупил тракторы и подарил каждому сельсовету. Нанял врачей и запустил «караван здоровья» по селам – так выявляли запущенные болезни у людей, помогали их лечить. Пенсионеры НЛМК стали получать доплаты. Лисин даже собирался расширять эту меру и поддерживать каждого липчанина с низким доходом. Но все это остановила ревность и амбиции областных чиновников. Никому не хватило гибкости или ума использовать активность Лисина на пользу администрации области. После информационной войны против хозяина НЛМК тот махнул рукой на происходящее в регионе: «Хотите без меня? Пожалуйста». Вполне понятный поступок. Особенно если ты знаешь, как человек относится к делу. Я его не идеализирую. Лисина сделал максималистом прагматизм. Или делаем хорошо, или никак. Лично мне эта точка зрения понятна и привлекательна. То, что в 2021 году он снялся с налогового учета в Липецке, можно объяснять, наверное, изменениями в налоговом законодательстве. Но помня про крутой нрав Владимира Сергеевича и его трепетное отношение к человеческим качествам деловых партнеров, думаю – повторилась ситуация двадцатилетней давности. Мне кажется, для него рукопожатие многое значит. Политические события 2021 года показали, что с позицией НЛМК и с ним лично не сильно считаются некоторые персоны в Липецке. Не исключаю, что смена прописки, за которой последовало снятие с налогового учета гражданина Лисина, было реакцией на действия либо неосторожно брошенные слова главы региона. Он у нас очень эмоциональный. Так и Владимиру Сергеевичу ничто человеческое не чуждо», – считает господин Сахаров.
Вместо финала истории показательный факт: Владимир Лисин – единственный топ из списка богатейших людей России, кто не находится под санкциями США и ЕС. Австралию в расчет не берем. «Он всегда умел находить союзников для решения своих вопросов, будь то бизнесмены с темным прошлым, власти или, как сейчас, европейские политики. Правда, через короткий промежуток времени эти союзы распадались, могли уйти в конфликт, но Лисин постоянно был в выигрыше. Пожалуй, это главное качество Владимира Сергеевича, которое сделало его тем, кем мы его знаем», – считает один из собеседников, помогавший готовить материал.