Завтра, 24 июня, продолжится разбирательство в арбитраже по иску прокуратуры Воронежской области, которая хочет выгнать «ВТК-Транс» с набережной Массалитинова 1л, где компания хотела построить лодочную станцию. Ведомство чуть больше двух месяцев назад потребовало в суде признать ничтожным договор аренды спорного участка, заключенного с министерством имущественных и земельных отношений еще в феврале 2021 года. Об этом же президента и главу СК попросили жители Воронежа, у которых отобрали последний подход к воде на этом участке.
Но тут неожиданно выяснилось, что договор уже расторгнут министерством в одностороннем порядке – 3 июня ВТК подала заявление в суд, чтобы оспорить это решение МИЗО. Судя по материалам дела, уведомление об отказе от договора компании направили 6 марта. Прокуратура свой иск подала 20 марта. Вряд ли бы ведомство было не в курсе предмета иска. Оформили расторжение задним числом? Или ВТК три месяца собирался с мыслями, чтобы бороться за лакомый участок?
Тем не менее, в рамках спора с прокуратурой (тоже 3 июня!) ВТК подало ходатайство об отмене запрета строить лодочную станцию до окончания судебного разбирательства. Сроки созревания ВТК для обжалования обеспечительных мер тоже смущают – их ввели еще 21 марта. Но в любом случае суд не стал снимать запрет.
Как следует из определения арбитража, ВТК даже принесли какие-то доказательства, свидетельствующие о реализации проекта. Но на участке ничего нет. Более того, при подаче иска прокуратура указала, что «участок не используется для хозяйственной деятельности».
«Вместе с тем, суд не может не отметить, что в рамках настоящего дела подлежит проверке сам факт законности владения ответчиком земельным участком с момента пролонгации – 11.02.2021», – сказано в определении.
Суд также обращает внимание, что ВТК попросила снять запрет на стройку аж через два месяца, что диссонирует с аргументом компании о том, что обеспечительные меры мешают ему реализовывать проект. Разрешение на строительство было выдано мэрией в июле прошлого года. Оно действительно год – то есть в следующем месяце оно уже будет аннулировано. Учитывая проблемы с землей, вряд ли администрация города возьмет на себя такую ответственность и продлит его.
«Площадь» попросила юриста Сергея Кардашова прокомментировать попытку ВТК оспорить отказ МИЗО от договора аренды. По его словам, шансов не просматривается, так как договор расторгнут.
«В статье 610 Гражданского кодекса предусмотрен простой механизм одностороннего выхода из такого договора. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону (при аренде недвижимого имущества) за три месяца. Что, по всей видимости, и сделал в данном случае арендодатель. Судебная практика по этой категории споров довольно однозначна: суды исходят из того, что сторона, таким образом решившая прекратить арендные отношения по договорам, заключенным на неопределенный срок, освобождена от обязанности обосновывать каким-либо образом это свое решение. То есть в процессе рассмотрения этого иска видится следующая развилка: либо суд сочтет уведомление Минимущества законным и откажет в заявленных требованиях арендатора, либо укажет на отсутствие между сторонами арендных отношений уже после истечения срока аренды, указанного в договоре, т.е. после 10 февраля 2021 года.
Если всё же исходить из того, что договор возобновлен на неопределенный срок, то с даты получения уведомления от арендодателя о прекращении аренды есть в запасе 3 месяца. Теоретически, их можно использовать для строительства чего-то незатейливого (эллингов или неотапливаемых складских помещений) и в результате «закогтиться» на участке путем возведения примитивной «незавершенки» примерно 10-15% готовности. Не исключено, этой логикой будет склонен руководствоваться недавний «арендатор», – говорит юрист.
Заседание по спору с МИЗО назначено на 12 августа.