Правительство Воронежской области ищет инвестора, который сможет реализовать в регионе проект по строительству автомобильного завода. Предполагаемый объем инвестиций немалый – 35,6 млрд рублей. Желаемый объем производства в год – 110 тыс. автомобилей в год.
Предложение с подробным описанием проекта опубликовано на инвестиционном портале региона. Он считается «особо значимым». Благодаря его реализации будет создано более 1,2 тыс. новых рабочих мест. Срок окупаемости проекта – более семи лет.
Проект был разработан подведомственным учреждением министерства экономического развития Воронежской области – ГКУ ВО «Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию».
За подробностями мы обратились в правительство области. Мы поинтересовались, почему власти хотят, чтобы такой завод появился именно в Воронежской области, и есть ли уже потенциальный инвестор. Пока новости не утешительные – желающих реализовать проект нет.
Что касается первого вопроса, то актуальность разработки такого инвестпредложения обосновали целым рядом причин.
Во-первых, воронежские власти обратили внимание на Тульскую область, где уже было реализовано подобное производство. Первая очередь завода по созданию машин под брендом Haval обошлась в 45 млрд, вторая – в 24,7 млрд рублей. Завод входит в состав китайской корпорации Great Wall Motor. В 2023 году компания выпустила около 100 тыс. автомобилей. При этом отмечается, что 60% – составляет локальное производство и лишь 40% – это импортные поставки из Китая.
«Воронежская область – наиболее крупная после Московской области по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу среди областей европейской части страны. Население области составляет 2,3 млн человек. Регион обладает выгодным географическим положением и выступает транспортным узлом, связывающим Москву и центральные области России с Северным Кавказом, Поволжьем и зарубежными странами. На территории области имеется развитая транспортно-логистическая инфраструктура: четыре автомагистрали имеют федеральное значение. Расстояние до рынков Европы составляет 950 км, Азии 980 км, Ближнего Востока – 1110 км. Через территорию региона проходят 4 автомобильные и 2 железнодорожные магистрали федерального значения, что является основой для создания удобной логистической сети при транспортировке продукции и сырья по разным направлениям», – отмечают власти.
Также преимуществом является то, что регион сам сможет обеспечивать себя «высококачественной сырьевой базой», благодаря развитию электронной промышленности – компании ОАО «ВЗПП-С» и АО «НИИЭТ». Помимо этого, есть предприятие АО «Воронежсинтезкаучук», которое выпускает высококачественные каучуки и термоэластопласты, и ЗАО «Воронежский шинный завод».
И, пожалуй, самый главный фактор – отсутствие в регионе подобных производств:
«На территории области отсутствуют производители автотранспортных средств, а рынок сбыта в радиусе 500 км позволяет охватить около 50 млн человек, что обеспечит стабильный уровень потребления выпускаемой продукции. Кроме того, в субъекте сосредоточено большое количество высококвалифицированных специалистов, подготовка которых осуществляется учреждениями высшего и среднего образования».
Добавим, что высокий спрос в России на китайские автомобили подтверждается данными аналитического агентства «Автостат». В Топ-10 марок по продажам новых легковых автомобилей в 2023 году входит 60% китайских. Самым популярным иностранным брендом по итогам прошлого года стали «Chery», «Haval», «Geely», «Changan», «EXEED» и «OMODA».