24 апреля на заседании комитета Совета Федерации по федеративному устройству сенаторы подвели промежуточные итоги плана реализации развития лифтовой отросли, утвержденного в ноябре прошлого года.
По словам сенатора от Воронежской области Сергея Лукина, проблемы лифтовой отрасли сегодня особенно актуальны. По данным Минстроя, в России 59 тыс. лифтов уже отработали срок службы, а к 2030 году эта цифра достигнет 110 тыс. Основные причины проблемы связаны с низкими темпами сбора средств регионами на капремонт и срывами аукционов. Так, в прошлом году не состоялись торги на замену 4 тыс. лифтов – это в 4 раза больше, чем в 2023 и 2024 годах. Кроме того, влияет высокая ключевая ставка ЦБ и недостаточное авансирование со стороны фондов капремонта.
Господин Лукин добавил, что среди причин «пробуксовки» можно назвать и долгие рассрочки платежей (до 5 лет), которые делают проекты непривлекательными для бизнеса. При этом российские заводы – Щербинский лифтостроительный, «Евролифтмаш», «Мослифт» и другие – загружены менее чем на 50% свой реальной мощности.
Для решения проблемы Минпромторг и ДОМ.РФ разработали механизм льготного факторинга, который позволит снизить финансовую нагрузку на производителей лифтов, увеличить темпы замены оборудования на 2 тыс. лифтов в год, экономить до 1 млн рублей на одном лифте (сейчас средняя стоимость – 3,8 млн).
Воронежский сенатор рассказал, как дела обстоят в нашем регионе. Например, в 2024 году в регионе было заменено 655 лифтов в 208 домах. В 2025 году предусмотрена замена 350 лифтов в 90 домах. В текущем году будет полностью завершена замена лифтов с истекшим сроком эксплуатации в домах, собственники помещений в которых формируют фонды капремонта на счете регионального оператора. Также предусмотрено выполнение работ по замене 1084 лифтов в 256 домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах.
Общая плановая стоимость работ по текущим ценам составляет 4,33 млрд рублей.
«Однако без федеральной поддержки, особенно в условиях высокой ключевой ставки, регион не справится с нарастающей нагрузкой. Причем это касается не только нашего региона, но и всех субъектов Российской Федерации, которые сталкиваются с аналогичными проблемами», – подчеркнул сенатор.
В ходе обсуждения участники совещания также рассмотрели вариант обязательного авансирования в размере 80% от стоимости контракта. Однако Минстрой предупредил, что это может замедлить замену лифтов в регионах с низким наполнением фондов капремонта.
Итогом заседания стало решение активизировать работу по льготному факторингу как наиболее эффективному механизму в текущих экономических условиях.
«Проблема изношенных лифтов требует системного подхода и господдержки. Реализация «дорожной карты» должна не только улучшить качество жизни граждан, но и дать импульс российской промышленности, обеспечив загрузку отечественных предприятий», – подчеркнул Сергей Лукин.